Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 06.03.2007 по делу N А55-21289/2005-45 Дело по иску о взыскании убытков, образовавшихся в связи с предоставлением льгот по оплате услуг электросвязи отдельным категориям граждан, передано на новое рассмотрение для определения размера суммы налога на добавленную стоимость, включенной истцом в сумму подлежащих возмещению денежных средств.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 6 марта 2007 года Дело N А55-21289/2005-45“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва,

на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.03.2006 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 24.10.2006 по делу N А55-21289/2005-45

по иску Открытого акционерного общества “Связьтранснефть“ в лице филиала Средневолжское ПТУС, г. Самара, к Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва, к Управлению федерального казначейства по Самарской области, г. Самара, к Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, г. Москва, к Министерству
труда и социального развития Самарской области, г. Самара, о взыскании 35618 руб. 89 коп. убытков (третье лицо - Министерство управления финансами Самарской области),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Связьтранснефть“, в лице филиала Средневолжское ПТУС, г. Самара, (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Министерству труда и социального развития Самарской области, г. Самара, к Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва, (далее по тексту - Министерство), в лице Управления федерального казначейства по Самарской области, г. Самара, с привлечением в качестве третьего лица Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, г. Москва, о взыскании 35618 руб. 89 коп. убытков.

Исковое заявление мотивировано неполным возмещением Обществу расходов, вызванных предоставлением льгот отдельным категориям граждан во исполнение Федерального закона “О ветеранах“ и Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ за период 01.07.2004 по 31.12.2004.

Министерство гуманитарного и социального развития Самарской области в отзыве на иск указало, что является правопреемником Министерства труда и социального развития Самарской области; не является надлежащим ответчиком по делу; расходы Общества подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета; федеральными органами денежные средства предоставлены в ненадлежащем количестве; главным распорядителем средств федерального бюджета является Министерство; поступившие из федерального бюджета средства в полном объеме перечислены операторам связи.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в отзыве на иск пояснило, что финансирование расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете и за счет средств федерального бюджета; федеральным бюджетом было предусмотрено средств меньше, чем заявлялось министерством; у министерства отсутствует вина; министерство не является правопреемником Минтруда России, которое было упразднено; министерство не является главным распорядителем
средств федерального бюджета; надлежащим ответчиком по делу должно быть Министерство.

Управление федерального казначейства по Самарской области в отзыве на иск просило в иске отказать, поскольку иск заявлен к ненадлежащему ответчику; главным распорядителем является Министерство труда и социального развития Российской Федерации; Обществу не указаны незаконные бездействия государственных органов; между Министерством и Обществом отсутствуют гражданско-правовые отношения; органы федерального казначейства не могут являться ответчиками.

Определением по делу от 16.01.2006 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено Министерство управления финансами Самарской области.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.03.2006 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет средств казны Российской Федерации, в лице Министерства, в пользу ОАО “Связьтранснефть“.

Решение суда мотивировано следующими обстоятельствами: размер выпадающих доходов Общества подтвержден материалами дела; невыделение средств федеральным бюджетом в необходимом размере также подтверждено материалами дела; отвечать должна казна государства, в лице финансового органа.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Самарской области от 24.10.2006 решение суда первой инстанции от 23.03.2006 оставлено без изменения.

Постановление апелляционной инстанции мотивировано подтверждением доводов суда первой инстанции.

Не согласившись с доводами судебных инстанций, Министерство обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить и в иске к Министерству отказать.

В обоснование своей кассационной жалобы заявитель ссылается на нарушение судебными инстанциями норм материального права, а именно денежные средства федеральным бюджетом были перечислены в установленном объеме полностью; ответственность перед Обществом должно нести Министерство управления финансами Самарской области; между Министерством и Обществом отсутствуют гражданско-правовые отношения; в сумму удовлетворенных судом требований неправомерно включен НДС; в деле отсутствует акт сверки расчетов.

Проверив
законность принятых по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданной по делу кассационной жалобы, исходя из нижеследующего.

Как установлено материалами дела, Обществом в период с 01.07.2004 по 31.12.2004 в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“ и в период с 01.10.2004 по 31.12.2004 в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ отдельным категориям граждан были предоставлены льготы по оплате услуг связи в размере 50%.

В соответствии с п/п. 9 п. 1 ст. 14 Федерального закона “О ветеранах“ в действовавшей на момент предоставления льгот редакции предоставляются льготы по оплате в размере 50 процентов абонентной платы за телефон, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ в действующей на момент предоставления льгот редакции инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.

Согласно положениям ст. 10 Федерального закона “О ветеранах“ за счет средств федерального бюджета возмещаются расходы на оплату установки квартирного телефона и абонентскую плату за пользование им.

Статьей 30 Федерального закона “О связи“ установлено, что при предоставлении льгот по оплате услуг связи в соответствии с настоящим Федеральным законом или иными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации возмещение недополученных предприятием связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Порядок возмещения операторам связи расходов, связанных
с предоставлением льгот в спорный период, определялся “Правилами возмещения в 2000 г. операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот“, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963. Действие вышеуказанных Правил было распространено и на 2004 год.

В соответствии с данными правилами компенсация льгот производится из средств федерального бюджета.

Список лиц, получивших установленные федеральным законодательным актом льготы, так же как и факт предоставления истцом льгот отдельным категориям граждан, подтвержден материалами дела и не оспаривается сторонами.

Также найден необоснованным довод заявителя кассационной жалобы о том, что заявитель кассационной жалобы является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку денежные средства выделялись Минтруду. Судебными инстанциями правомерно определено, что ответственность за отсутствие компенсации выпадающих доходов истцу лежит на казне Российской Федерации, поскольку имеет место недофинансирование из средств федерального бюджета. Факт выделения денежных средств на компенсацию затрат операторов связи по предоставлению льгот в размере меньшем, чем было запрошено соответствующими органами подтверждено материалами дела. Министерство финансов Российской Федерации в данном случае в силу ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации выступает лишь в качестве финансового органа соответствующей казны. Кроме того, ссылка заявителя кассационной жалобы на наличие обязательств у Минтруда в данном случае неуместна, поскольку Минтруд в 2004 г. ликвидирован без правопреемства по бюджетным обязательствам.

При указанных выше обстоятельствах судебная коллегия кассационной инстанции приходит к выводу, что судебные инстанции законно и обоснованно установили обстоятельства того, что убытки истцу причинены в результате незаконного уклонения (бездействия) государства от исполнения своих обязательств по компенсации затрат, понесенных истцом в связи с реализацией федерального закона, установившего льготы
отдельным категориям граждан.

Также судебные инстанции законно и обоснованно со ссылкой на ст. ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации установили, что убытки подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, в лице Министерства финансов Российской Федерации.

В то же время согласно материалам дела, в частности представленному Обществом расчету убытков, общая стоимость оказанных услуг истцом определена с включением суммы налога на добавленную стоимость. Из представленных расчетов не усматривается размер НДС, включенный Обществом в расчет.

В соответствии с п. 2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Исходя из данной нормы права, компенсация расходов, понесенных в связи с оказанием услуг с учетом предоставления льгот отдельным категориям граждан, получаемая от уполномоченного государственного органа, не является объектом налогообложения, следовательно, устанавливая размер расходов, подлежащих возмещению, суду необходимо было исключить суммы налога на добавленную стоимость.

При изложенных выше обстоятельствах, поскольку суд кассационной инстанции не может установить размер НДС, включенный в подлежащую компенсации сумму, принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

При новом рассмотрении суду необходимо определить размер суммы НДС, включенный Обществом в сумму подлежащих возмещению денежных средств, и вынести правомерный судебный акт.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области
от 23.03.2006 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 24.10.2006 по делу N А55-21289/2005-45 отменить.

Дело за указанным номером направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Кассационную жалобу удовлетворить частично.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.