Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 01.03.2007 по делу N А55-7512/2006 Пунктом 13 статьи 78 НК РФ установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в ст. 78 НК РФ, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды. Главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - является Федеральная налоговая служба.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 марта 2007 г. по делу N А55-7512/2006

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Самарской области, город Тольятти,

на решение от 18.08.2006 года Арбитражного суда Самарской области и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2006 года по делу N А55-7512/2006

по заявлению Ф.И.О. Максима Валериевича, город Тольятти к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Самарской области, город Тольятти о признании действия налогового органа не законным и обязании возвратить излишне уплаченные суммы,

установил:

индивидуальный предприниматель Фетькович Максим Валериевич (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской
области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Самарской области (далее - налоговый орган) о признании незаконными действий налогового органа и обязании возвратить излишне уплаченные суммы.

Решением суда первой инстанции от 18.08.2006 года заявленные требования удовлетворены в части.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2006 года решение суда первой инстанции от 18.08.2006 года оставлено без изменения.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 2 по Самарской области, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилась в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, оснований для их отмены не находит.

Как усматривается из материалов дела, между сторонами была произведена сверка расчетов по налогам, сборам и взносам, по результатам которой был составлен акт сверки расчетов N 3523 от 21.09.2005 года, согласно которому установлена переплата по налогу на доходы физических лиц, налогу на добавленную стоимость, единому социальному налогу и страховым взносам.

14.10.2005 года индивидуальный предприниматель Фетькович М.В. обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне перечисленных сумм в размере 10 299 рублей 21 копейки. Заявителю возвращены 3 630 рублей 56 копеек и зачтены 55 рублей 59 копеек, то есть налоговым органом был осуществлен возврат (зачет) налогов, а не страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

01.08.2006 года была произведена сверка расчетов по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации. По результатам сверки с Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе города Тольятти и Ставропольском
районе Самарской области установлена переплата: 537 рублей по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, 300 рублей на накопительную часть и 300 рублей как ошибочно перечисленные на ненадлежащее КБК (18210202020061000160), всего переплата составила 1 137 рублей, что подтверждается письмом Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе города Тольятти и Ставропольском районе Самарской области от 01.08.2006 года и протоколом от 28.02.2004 года N 3814 (л. д. 64, 67).

Апелляционным судом правомерно не принят довод налогового органа о том, что статьями 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации не установлен порядок возврата (зачета) излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а только сумм налогов, сборов, а также пени.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 года N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ - с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

Согласно статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом.

Правоотношения, связанные с уплатой налогов, которые аналогичны отношениям по уплате страховых взносов, регламентируются в Налоговом кодексе разделом 4 “Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов“, в том числе статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Суд первой инстанции и апелляционный суд правильно указали, что
согласно пункту 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации на основании заявления налогоплательщика налоговый орган должен вынести решение о зачете сумм излишне уплаченных налогов (страховых взносов).

Довод налогового органа о том, что вопросы, связанные с возвратом, зачетом страховых взносов относятся к компетенции органов Пенсионного фонда Российской Федерации, необоснован.

Пунктом 1 статьи 13 Закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов - осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Других полномочий по возврату (зачету) страховых взносов для органов Пенсионного фонда Российской Федерации не установлено.

Поскольку указанный Федеральный закон не устанавливает порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктов 4, 7, 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету или возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика.

Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

В пункте 13 указанной статьи установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в статье 78 Кодекса, применяются также при зачете или возврате
излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Согласно Приложению 11.1 к Федеральному закону “О бюджетной классификации Российской Федерации“ и Приложению 11 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 10.12.2004 N 114н, главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - является Федеральная налоговая служба.

Следовательно, утверждение налогового органа об отсутствии у него права по осуществлению возврата либо зачета излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является ошибочным.

Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.

При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

постановил:

решение от 18.08.2006 года Арбитражного суда Самарской области и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2006 года по делу N А55-7512/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.