Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 17.01.2007 по делу N А55-33966/05 Поскольку деятельность по содержанию детей в дошкольных учреждениях не относится к образовательной и в соответствии с ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ не подлежит лицензированию, отказ в применении льготы по НДС, предусмотренной п/п. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ, по причине отсутствия лицензии на осуществление дошкольной образовательной деятельности является незаконным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 17 января 2007 года Дело N А55-33966/05“

(извлечение)

Открытое акционерное общество “АвтоВАЗ“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области (далее - налоговый орган, Инспекция) от 19.08.2005 N 04-20/41 о доначислении налога на добавленную стоимость в сумме 9274272 руб. и 1854854 руб. штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением суда первой инстанции от 28.07.2006 требования удовлетворены.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 06.10.2006 решение оставлено без изменения.

В
кассационной жалобе Инспекция просит отменить указанные судебные акты, мотивируя неправильным применением судом норм материального права.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить без изменения судебные акты как соответствующие действующему законодательству.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за апрель 2005 г., в ходе которой установлено отсутствие лицензии на дошкольное образование и воспитание, в связи с чем налогоплательщиком неправомерно применена льгота по налогу, предусмотренная п/п. 4 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации, при реализации услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях.

По результатам проверки Инспекцией принято решение от 19.08.2005 N 04-20/41 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 1854854 руб. по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации и доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 9274272 руб.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции от 19.08.2005 N 04-20/41.

Согласно п/п. 4 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях.

В соответствии с п. 6 указанной статьи Кодекса перечисленные в данной статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством
Российской Федерации.

Признавая недействительным оспариваемое решение Инспекции, суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что применение налогоплательщиком данной льготы по налогу на добавленную стоимость не связано с наличием лицензии на право ведения образовательной деятельности. При этом судами обоснованно сделан вывод о том, что осуществляемая Обществом деятельность по содержанию детей в дошкольных учреждениях, в отличие от образовательной деятельности по программе дошкольного, общего образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, профессионального образования, не названа в числе видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с Федеральным законом “О лицензировании отдельных видов деятельности“.

Ссылку налогового органа на Закон Российской Федерации “Об образовании“ нельзя признать состоятельной, так как регулирует деятельность дошкольных образовательных учреждений, то есть отдельной категории дошкольных образовательных учреждений, в то время как ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации распространяется на все дошкольные учреждения, не выделяя какую-либо их категорию.

В данном случае дошкольные учреждения созданы Обществом для содержания детей дошкольного возврата своих работников, а не структурами, входящими в систему образовательных учреждений. Выводы судебных инстанций о том, что деятельность по содержанию детей не подлежит лицензированию и лицензия на право содержания детей в детских садах не предусмотрена действующим законодательством, являются правильными.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 28.07.2006 и Постановление апелляционной инстанции 6.10.2006 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-33966/05 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.