Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 17.01.2007 по делу N А06-2566У/06 Поскольку действующее законодательство не содержит требований о том, что справка к товарно-транспортной накладной должна находиться на витрине, где выставлена алкогольная продукция для реализации, а в протоколе об административном правонарушении не установлено событие правонарушения, основания для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, отсутствуют.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 17 января 2007 года Дело N А06-2566У/06“

(извлечение)

Индивидуальный предприниматель Дробышевский А.Ж. (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительным и об отмене Постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани (далее - Инспекция) от 24.05.2006 N 000150 о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда первой инстанции от 14.06.2006 заявление удовлетворено.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 07.08.2006 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция
просит отменить указанные судебные акты, мотивируя неправильным применением судом норм материального права.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, Инспекцией 22.05.2006 проведена проверка магазина “Уран“, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Красная Набережная/Коммунистическая, 38/20, принадлежащего Предпринимателю.

По результатам проверки составлен акт от 22.05.2006, из которого следует, что на витрине магазина в реализации находилась алкогольная продукция без копии справок к товарно-транспортной накладной. Описи был подвергнут напиток “Астраханский лимончик“, производства Астраханского ликероводочного завода, в количестве 4 бутылок.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 23.05.2006 N 000150, 22.05.2006 на витрине магазина в реализации находилась алкогольная продукция без документов, а именно: отсутствовали копии справок к товарно-транспортной накладной; указанные документы представлены Предпринимателем 23.05.2006, в связи с чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

Постановлением Инспекции от 24.05.2006 N 000150 Предприниматель привлечен к административной ответственности в виде наложения штрафа в сумме 3000 руб.

Принимая решение и Постановление об удовлетворении требований и признании недействительным оспариваемого Постановления Инспекции, суд первой и апелляционной инстанций исходил из следующего.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без справки к товарно-транспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) влечет ответственность по ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вероятно, имеется в виду часть 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно
протоколу об административном правонарушении действия Предпринимателя квалифицированы по ч. 3 ст. 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ не допускается розничная продажа алкогольной продукции:

без сопроводительных документов в соответствии с требованиями ст. 10.2 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия и без маркировки в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 10.2 оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:

товарно-транспортная накладная;

справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);

справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации);

уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60% объема готовой продукции).

Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 N 55, содержат требования, предусмотренные п. 11: продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.

Информация в обязательном порядке должна содержать:

наименование товара;

фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) изготовителя товара, место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;

обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар;

сведения об основных потребительских свойствах товара;

правила и
условия эффективного и безопасного использования товара;

гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара;

срок службы или срок годности, если они установлены для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению; цену и условия приобретения товара.

Пункт 12 указанных Правил предусматривает, что при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:

сертификат или декларация о соответствии;

копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;

товаросопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

Пунктом 139 названных Правил установлено, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы:

товарно-транспортная накладная;

копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции;

копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864 утверждена форма справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.

Судами первой
и апелляционной инстанций сделан правильный вывод об отсутствии в действиях Предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в вышеуказанных правовых актах не содержится требований о том, что справка к товарно-транспортной накладной должна находиться на витрине, где выставлена алкогольная продукция для реализации.

Кроме того, ни из акта проверки, протокола об административном правонарушении, Постановления Инспекции о наложении штрафа не усматривается, что Предприниматель по требованию контролирующего органа не представил копию справки к ТТН, в указанных документах указывается лишь на отсутствие копии справки к ТТН на алкогольную продукцию, выставленную на витрине магазина.

В соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. 1 ст. 28.6 настоящего Кодекса.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В то же время в протоколе об административном правонарушении от 23.05.2006 не установлено событие административного правонарушения и не указано наименование алкогольной продукции, на которую отсутствовала копия справки к ТТН, о чем сделан правильный вывод арбитражным судом.

При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов
не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 14.06.2006 и Постановление апелляционной инстанции от 07.08.2006 Арбитражного суда Астраханской области по делу N А06-2566У/06 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.