Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 16.01.2007 по делу N А55-9807/06 Федеральный закон “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ не освобождает организации и индивидуальных предпринимателей от применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов в случае оплаты услуг до их предоставления покупателю.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 16 января 2007 года Дело N А55-9807/06“

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью “Меридиан-Тур“ обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Самары от 29 мая 2006 г. N 71 о назначении административного наказания заявителю (о привлечении к административной ответственности) по ст. 14.5 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 300 минимальных размеров оплаты труда.

Решением от 23.08.2006 суд в удовлетворении заявления отказал.

Постановлением апелляционной инстанции от 07.11.2006 решение оставлено без изменения.

В кассационной
жалобе Общество просит принятые судебные акты отменить как не соответствующие нормам материального и процессуального права.

Проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 16 мая 2006 г. налоговым органом была проведена проверка исполнения заявителем Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ в офисе N 202, принадлежащем ООО “Меридиан-ТУР“, расположенном по адресу: г. Самара, ул. Красноармейская, 1.

В ходе проверки налоговым органом установлено, что при проведении расчета по предоплате за туристическую путевку в Турцию на сумму 3000 руб. менеджер по туризму - работник заявителя приняла деньги от гражданина, выдала договор и квитанцию к приходному кассовому ордеру на сумму 3000 руб., но при этом не применила контрольно-кассовую машину, считая, что эти действия не входят в круг ее обязанностей.

Результаты проверки зафиксированы в акте от 16.05.2006 и в протоколе от 17.05.2006, составленном после выяснения обстоятельств по делу. Постановлением ИФНС РФ по Ленинскому району г. Самары N 71 от 29.05.2006 ООО “Меридиан-Тур“ было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 30000 руб.

Не согласившись с указанным Постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что обязанность применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов п. 1 ст. 2, ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а не на продавцов, кассиров, иных работников.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N
54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В соответствии со ст. 5 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

Закон N 54-ФЗ не освобождает организации и индивидуальных предпринимателей от применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов в случае оплаты товара (работ, услуг) до их предоставления покупателю.

По мнению суда, при получении Обществом предоплаты должна была применяться контрольно-кассовая техника.

Факт неприменения контрольно-кассовой техники Обществом судом установлен и заявителем не оспаривается.

Согласно ст. 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организациями и индивидуальными предпринимателями без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники влечет наложение административного взыскания в виде штрафа.

Исходя из смысла названной нормы КоАП РФ во взаимосвязи с требованиями ст. 5 Закона N 54-ФЗ административная ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники наступает с момента оплаты товара (работ, услуг) наличными денежными средствами.

Исходя из чего суд пришел к выводу, что заявитель был законно и обоснованно привлечен ответчиком к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ.

Указанные выводы судом апелляционной инстанции признаны правомерными.

Отклоняя довод заявителя о нарушении налоговым органом положений ст. 26.2 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции исходил
из того, что в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ основанием для признания незаконным и отмене оспариваемого Постановления административного органа являются только существенные нарушения административного законодательства, то есть такие, которые не позволили полно и всесторонне рассмотреть дело о привлечении к административной ответственности. Материалы дела подтверждают отсутствие нарушений прав юридического лица в процессе административной проверки, Общество не было лишено возможности для представления всех необходимых объяснений и документов, но при рассмотрении настоящего дела оснований для освобождения от административной ответственности суду не представлены.

Принятые судебные акты основаны на нормах права и материалах дела. Оснований для их отмены, предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 23.08.2006 и Постановление апелляционной инстанции от 07.11.2006 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-9807/2006-10 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.