Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 12.01.2007 по делу N А55-10732/06 Арбитражный суд признал недействительным отказ налогового органа в возмещении НДС по экспортным операциям, поскольку факт оказания экспедиторских услуг по организации перевозок экспортных грузов налогоплательщиком доказан в полном объеме, при этом транспортно-экспедиционная деятельность по организации экспортных перевозок в соответствии со ст. 164 НК РФ облагается НДС по ставке ноль процентов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 12 января 2007 года Дело N А55-10732/06“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области

на решение от 28.08.2006 и Постановление апелляционной инстанции от 23.10.2006 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-10732/06

по заявлению Закрытого акционерного общества “ЮКОС-Транссервис“, г. Новокуйбышевск, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области, г. Новокуйбышевск,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “ЮКОС-Транссервис“ обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной
инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области N 213-13 от 19.04.2006 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 6781599 руб., N 213-13 от 19.04.2006 об отказе в привлечении к налоговой ответственности в части начисления налога в сумме 7443847 руб.; требования N 847 от 28.04.2006 об уплате налога в сумме 7443847 руб.

Решением арбитражного суда от 28.08.2006 заявление удовлетворено.

Постановлением апелляционной инстанции от 23.10.2006 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать. В жалобе указывается, что заявитель не является российским перевозчиком, поэтому в силу п/п. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации налог на добавленную стоимость должен уплачивать в общем порядке.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не находит.

Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки декларации за декабрь 2005 г. по налогу на добавленную стоимость и документов, представленных Закрытым акционерным обществом “ЮКОС-Транссервис“ в подтверждение правомерности применения налоговой ставки 0% Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области были приняты: решение N 213-13 от 19.04.2006 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 6781599 руб., решение N 213-13 от 19.04.2006 с предложением уплатить 7443847 руб. налога и требование N 847 об уплате налога по состоянию на 28.04.2006.

Основанием для начисления налога, пени и взыскания штрафа послужил вывод налогового органа о том, что аренда цистерн и работы по их ремонту не входят в состав транспортно-экспедиционных услуг по
сопровождению экспортных грузов, в связи с чем у Общества по данным операциям не было оснований для применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость.

Удовлетворяя заявление, суд обоснованно исходил из следующего. В соответствии с п/п. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 0%.

Данное положение распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы и услуги.

Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов в налоговый орган представляются документы, перечень которых определен в п. 4 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации и является исчерпывающим: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание услуг, выписка банка, подтверждающая поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке за оказанные услуги, грузовые таможенные декларации с отметками таможенных органов о вывозе груза за пределы таможенной территории Российской Федерации, копии транспортных, товарно-транспортных или иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы Российской Федерации.

Заявителем в спорном периоде услуги по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров выполнялись на основании договоров транспортной экспедиции.

В соответствии со ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за
вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

При этом договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

Более того, в качестве дополнительных услуг, договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление иных необходимых для доставки груза операций: получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения и выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон. Таким образом, закон не содержит норм, запрещающих сторонам в рамках договора транспортной экспедиции заключать договоры аренды цистерн и производить их ремонт. Поскольку предоставленные Обществом услуги по договорам транспортной экспедиции (в том числе услуги по аренде) непосредственно связаны с работами по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, в соответствии с п/п. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации обложение оказанных исполнителем и оплаченных заказчиком услуг налогом на добавленную стоимость должно производиться по ставке 0%.

В доказательство своего права на возмещение налога на добавленную стоимость по ремонту вагонов-цистерн заявителем были представлены следующие договоры аренды:

Договор аренды цистерн N 1958-00/ЮТС/19/2000, заключенный с ОАО “АНКХ“; договор аренды цистерн N ЮТС/П/2000, заключенный
с ОАО “Ачинский НПЗ“, договор лизинга N ЮТС/253/2003, заключенный с ООО “Транслизинг“ по цистернам, которые использовались или будут использоваться в режиме экспорта для транспортировки нефти и нефтепродуктов.

В пункте 5.2.1 договоров аренды N N 1958-00/ЮТС/19/2000, ЮТС/11/2000 арендатор (заявитель) за свой счет обязан произвести деповский и текущий ремонт. В соответствии с п. 8.2 договора N ЮТС/253/2003 лизингополучатель за свой счет осуществляет техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт вагонов цистерн, несет расходы по эксплуатации и послегарантийному обслуживанию.

Представленные налоговому органу и суду копии первичных документов (бухгалтерские справки заявителя, в которых перечислены все оплаченные счета-фактуры по ремонту вагонов-цистерн, собственники вагонов, номера отремонтированных вагонов, договоры, уведомления, акты выполненных работ, счета-фактуры) свидетельствуют о том, что заявителем предъявлен к возмещению налог на добавленную стоимость только по тем отремонтированным вагонам-цистернам, по которым обязанность проведения ремонта лежит на арендаторе - ЗАО “ЮКОС-Транссервис“.

При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 28.08.2006 и Постановление апелляционной инстанции от 23.10.2006 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-10732/06 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.