Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 11.01.2007 по делу N А65-16175/2006-СА2-22 Заявление о признании недействительными действий налогового органа, выразившихся в начислении пени за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу, удовлетворено, т.к. суд пришел к выводу о том, что пени по ЕСН могут быть начислены за несвоевременную уплату налога только по итогам отчетного периода.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 11 января 2007 года Дело N А65-16175/2006-СА2-22“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан, г. Казань,

на решение от 20 октября 2006 г. Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-16175/2006

по заявлению Открытого акционерного общества “Казанский завод синтетического каучука“ о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Республике Татарстан, выразившихся в начислении пени за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей по ЕСН (федеральный бюджет) за февраль, март, апрель
2006 г. в размере 10897,02 руб., и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества “Казанский завод синтетического каучука“,

УСТАНОВИЛ:

Решением Арбитражного суда Республике Татарстан от 20.10.2006 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, налоговый орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит его отменить.

По мнению заявителя жалобы, Обществом в нарушение ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации авансовые платежи по ЕСН не были своевременно уплачены и, следовательно, налоговым органом в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации законно и обоснованно были начислены пени на суммы своевременно не уплаченных авансовых платежей по ЕСН.

Правильность применения норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном ст. ст. 274 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав представителя налогового органа, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Из материалов дела следует, что 18.04.2006 Обществом в налоговый орган представлен расчет по ЕСН за 1 кв. 2006 г., в котором исчислены авансовые платежи по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, по сроку уплаты 16.02.2006 в размере 820745 руб., по сроку уплаты 15.03.2006 - в размере 738710 руб., по сроку уплаты 17.04.2006 - в размере 771656 руб.

20.04.2006 налогоплательщик обратился в налоговый орган с заявлением о возврате на расчетный счет переплаты по налогу на добавленную стоимость.

Налоговый орган произвел зачет части переплаты по НДС в размере 10897,02 руб. в счет погашения недоимки по начисленным пеням по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет, в связи с несвоевременной уплатой
в первом квартале 2006 г. авансовых платежей по единому социальному налогу.

Не согласившись с действиями налогового органа, Общество обратилось в суд, который признал вышеназванные действия незаконными, руководствуясь ст. ст. 52, 53, 54, 55, 75, 240, 243 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 20 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“.

Коллегия считает, что суд полно в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовал все обстоятельства по делу и сделал правильный вывод о том, что налоговый орган не доказал законность действий по начислению пени за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет.

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Согласно положениям ст. ст. 52 - 55 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных законом, - отчетного) периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период.

Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (п. 1
ст. 55 Кодекса).

Как разъяснил Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в п. 20 Постановления от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, при рассмотрении споров, связанных со взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. ст. 53 и 54 Кодекса.

В соответствии со ст. 240 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год, отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В силу ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Ежемесячные авансовые платежи уплачиваются не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных
авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 Кодекса.

Из указанных норм следует, что за неуплату (несвоевременную уплату) ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу пени не могут быть начислены, поскольку отчетным периодом по этому налогу календарный месяц не является.

В данном случае налоговый орган начислил Обществу пени в сумме 10897,02 руб. за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей по ЕСН за февраль, март, апрель 2006 г.

Таким образом, судом сделан правильный вывод о том, что у налогового органа отсутствовали основания для начисления пени за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, поскольку пени по ЕСН могут быть начислены за несвоевременную уплату налога по итогам отчетного периода.

При таких обстоятельствах оснований для отмены принятого по делу судебного акта коллегия не находит, так как суд правильно применил нормы права и его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 20.10.2006 Арбитражного
суда Республики Татарстан по делу N А65-16175/2006-СА2-22 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.