Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.07.2007 по делу N А42-5998/2006 Признавая недействительным решение ИФНС в части доначисления ООО сумм НДС по внутренним операциям, суд отклонил довод инспекции о неправомерном перечислении обществом денежных средств в оплату приобретенного товара на счета третьих лиц, а не поставщиков ООО, поскольку в соответствии с ГК РФ исполнение обязательства по оплате поставленного товара может быть принято не только поставщиком, но и управомоченным им лицом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 июля 2007 года Дело N А42-5998/2006“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Абакумовой И.Д., Асмыковича А.В., рассмотрев 03.07.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.12.2006 (судья Евтушенко О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2007 (судьи Петренко Т.И., Будылева М.В., Третьякова Н.О.) по делу N А42-5998/2006,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Асасифиш“ (далее - Общество, ООО “Асасифиш“) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании частично недействительными ненормативных актов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой
службы N 7 по Мурманской области (далее - Инспекция): решений от 30.06.2006 N 24 и от 19.07.2006 N 2755, требований от 03.07.2006 N 12087 и от 03.07.2006 N 12088.

Решением суда первой инстанции от 13.12.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.03.2007, заявление ООО “Асасифиш“ удовлетворено.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права и неполное исследование обстоятельств дела, просит отменить судебные акты в части признания недействительными оспариваемых ненормативных актов по эпизоду предъявления Обществом к вычету 34414 руб. 88 коп. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за октябрь 2003 года. Податель жалобы указывает на то, что представленные Обществом документы не подтверждают оплату товаров поставщикам, поскольку свидетельствуют о перечислении денежных средств на счета третьих лиц; выставленные Обществу поставщиками счета-фактуры подписаны неуполномоченными лицами. По мнению Инспекции, деятельность ООО “Асасифиш“ направлена на необоснованное получение налоговой выгоды в виде возмещения НДС из бюджета.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебные акты без изменения, ссылаясь на соблюдение им условий применения налоговых вычетов.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную проверку соблюдения ООО “Асасифиш“ законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2003 по 31.12.2003, о чем составила акт от 15.06.2006 N 29.

В ходе проверки Инспекция выявила ряд нарушений, в том числе неправомерное предъявление Обществом к вычету 34414 руб. 88 коп. НДС в декларации по этому налогу за
октябрь 2003 года, что повлекло его неполную уплату.

Налоговый орган сделал вывод о невыполнении Обществом всех предусмотренных пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) условий применения налоговых вычетов, а именно непредставлении документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога поставщикам - ООО “Логос“ и ООО “БалтВест“. Вывод Инспекции основан на том, что представленные Обществом документы свидетельствуют о перечислении денежных средств в оплату товара на счета третьих лиц, а не названных поставщиков.

По результатам проверки Инспекция с учетом представленных налогоплательщиком возражений приняла решение от 30.06.2006 N 24 о привлечении ООО “Асасифиш“ к налоговой ответственности, доначислении ему и предложении уплатить налоги и пени, в том числе 34414 руб. 88 коп. НДС за октябрь 2003 года и 1594 руб. 96 коп. пеней по этому налогу.

В требованиях N 12087 по состоянию на 03.07.2006 и от 03.07.2006 N 12088 налоговый орган предложил Обществу уплатить налоги, пени и налоговые санкции, начисленные согласно решению от 30.06.2006 N 24.

В связи с неисполнением Обществом указанных требований Инспекция приняла решение от 19.07.2006 N 2755 о взыскании налогов и пеней за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.

ООО “Асасифиш“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных актов налогового органа частично недействительными, в том числе в части доначисления, предложения уплатить и взыскания 34414 руб. 88 коп. НДС и 1594 руб. 96 коп. пеней по этому налогу.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление Общества. Руководствуясь статьями 166, 171 и 172 НК РФ, суды признали, что ООО “Асасифиш“ выполнило все предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации условия применения налоговых вычетов. При
этом суды отклонили доводы Инспекции о недобросовестности Общества как налогоплательщика.

Кассационная коллегия считает, что суды обоснованно признали недействительными оспариваемые ненормативные акты с учетом следующего.

В силу пункта 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.

Пунктом 1 статьи 176 НК РФ предусмотрено, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в порядке, установленном статьей 176 НК РФ.

В пункте 2 статьи 171 НК РФ указано, что вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, в отношении товаров (работ, услуг), которые приобретены для перепродажи или для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (за исключением товаров, предусмотренных пунктами 2 и 6 статьи 170 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг).

Из материалов дела видно и судами установлено, что по договорам поставки от 14.01.2003 N 08/2003/01 и от 01.01.2003 N 7-т ООО
“Асасифиш“ приобрело товары у ООО “Логос“ и ООО “БалтВест“.

ООО “Логос“ выставило Обществу счет-фактуру от 26.05.2003 N 51, а ООО “БалтВест“ - счета-фактуры от 14.02.2003 N 18, 19, от 21.02.2003 N 22, от 31.03.2003 N 33 и от 08.04.2003 N 45.

Налоговый орган не оспаривает совершение Обществом реальных хозяйственных операций с реальными товарами, а ссылается на то, что Общество не подтвердило фактическую оплату товаров поставщикам, включая суммы НДС, поскольку денежные средства перечислило на расчетные счета третьих лиц, а не поставщиков.

Кассационная коллегия считает, что суды правомерно признали несостоятельным этот довод Инспекции.

В соответствии со статьей 312 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательства может быть принято не только самой организацией, но и управомоченным ею лицом. Таким образом, при оплате товара, включая НДС, по указанию продавца третьим лицам покупатель считается исполнившим обязательства перед продавцом.

Из материалов дела следует и судами установлено, что ООО “Логос“ направило в адрес ООО “Асасифиш“ официальное письмо от 14.10.2003 N 2/10, в котором просило перечислить 130730 руб. 20 коп. задолженности за поставленный товар по счету-фактуре от 26.05.2003 N 51 на счет ООО “Этако-Питер“ и в графе “Назначение платежа“ платежного поручения указать: “За ООО “Логос“ оплата по счетам-фактурам за 2003 год“.

Платежным поручением от 17.10.2003 N 961 ООО “Асасифиш“ перечислило 130730 руб. 20 коп. на расчетный счет ООО “Этако-Питер“.

ООО “БалтВест“ также направило Обществу официальное письмо от 08.05.2003 N 8, в котором просило перечислить задолженность в сумме 298323 руб. 28 коп. за поставленные товары по счетам-фактурам от 14.02.2003 N 18, 19, от 21.02.2003 N 22, от 31.03.2003 N 33 и от 08.04.2003 N 45 на счет
ООО “Логос“.

Платежным поручением от 17.10.2003 N 976 ООО “Асасифиш“ перечислило указанную сумму на расчетный счет ООО “Логос“.

Таким образом, перечисление денежных средств в оплату товара на счета третьих лиц произведено Обществом по указанию продавцов, в связи с чем суды сделали обоснованный вывод о том, что ООО “Асасифиш“ подтвердило фактическую оплату приобретенных товаров.

На невыполнение Обществом иных предусмотренных пунктом 1 статьи 172 НК РФ условий применения налоговых вычетов Инспекция не ссылается.

Доводы Инспекции о том, что представленные Обществом счета-фактуры подписаны неустановленными лицами, оценены судами и отклонены как не подтвержденные материалами дела.

На основании исследования представленных ООО “Асасифиш“ в Инспекцию и в материалы дела документов суды первой и апелляционной инстанций сделали правомерный вывод о соблюдении налогоплательщиком всех предусмотренных статьей 172 НК РФ условий для применения вычетов по НДС.

В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 “Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды“ также разъяснено, что судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и в бухгалтерской отчетности, достоверны.

Инспекция не привела доказательств того, что представленные Обществом документы содержат неполную, недостоверную или противоречивую информацию.

В данном случае суды первой и апелляционной инстанций на основании всесторонней оценки представленных доказательств по делу признали несостоятельными доводы Инспекции о недобросовестности Общества и получении им необоснованной налоговой выгоды при заявлении налоговых вычетов. Суды указали на то, что эти доводы Инспекции носят предположительный характер, не подтверждены
в соответствии с требованиями части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не опровергают достоверность допустимых доказательств, представленных налогоплательщиком.

Все доводы Инспекции рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций, которые дали им надлежащую оценку, соответствующую фактическим обстоятельствам дела. В силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для переоценки фактических обстоятельств дела, установленных судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений судами норм материального и процессуального права не установлено.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.12.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2007 по делу N А42-5998/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Мурманской области - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Мурманской области в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.

Председательствующий

ДМИТРИЕВ В.В.

Судьи

АБАКУМОВА И.Д.

АСМЫКОВИЧ А.В.