Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.06.2007 по делу N А66-11593/2006 Признавая незаконным отказ ИФНС в возврате предпринимателю излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, суд отклонил довод инспекции о том, что в настоящее время не определен орган, уполномоченный осуществлять возврат данных взносов, поскольку согласно действующему законодательству органы Федерального казначейства осуществляют возврат излишне уплаченных сумм на основании соответствующего решения ИФНС.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 июня 2007 года Дело N А66-11593/2006“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Малышевой Н.Н., Самсоновой Л.А., рассмотрев 18.06.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 27.02.2007 по делу N А66-11593/2006 (судья Голубева Л.Ю.),

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Ф.И.О. обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области (далее - инспекция N 10) от 10.10.2006 N
4088 в возврате 1800 руб. излишне перечисленных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации и обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области (далее - инспекция N 12) осуществить возврат указанной суммы.

Определением суда от 24.01.2007 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена инспекция N 12.

Решением суда от 27.02.2007 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить принятое решение и отказать обществу в удовлетворении заявления. Податель жалобы указывает на то, что страховой взнос на обязательное пенсионное страхование не является налогом и положения статей 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат применению при возврате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Кроме того, Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон N 167-ФЗ) не определены ни орган, уполномоченный на проведение зачета (возврата) страховых взносов, ни порядок проведения такого зачета.

Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Баранова О.А. перечислила по квитанциям Сбербанка России платежи в общей сумме 1800 руб., ошибочно указав коды бюджетной классификации 18210202040061000160 и 18210202030061000160, предусмотренные для уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

В заявлении от 25.09.2006, направленном в адрес инспекции N 10, предприниматель Баранова О.А. просила возвратить денежные средства,
уплаченные на неправильные коды бюджетной классификации (лист дела 4).

Инспекция N 10 отказала в возврате платежей, ссылаясь на то, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, не являются налоговыми платежами и в настоящее время не определен орган, уполномоченный осуществлять возврат (зачет) страховых взносов.

Считая действия инспекции незаконными, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил заявление и обязал инспекцию N 12 возвратить Барановой О.А. излишне уплаченные страховые взносы.

Кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно абзацу 6 статьи 3 Закона N 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме уплаченных страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не соответствуют понятию “налог“, определение которого дано в статье 8 НК РФ.

Однако в соответствии со статьей 25 Закона N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 22.12.2005 N 176-ФЗ) и приложением 11.1 к этому Закону Федеральная налоговая служба является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой
пенсии и накопительной части трудовой пенсии, включая страховые взносы в виде фиксированных платежей, и на нее как администратора возложены полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.

Министерством финансов Российской Федерации издан приказ от 16.12.2004 N 116н, которым утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок). Пунктом 18 Порядка установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

Из приведенных норм права следует, что инспекция как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязана произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Судом установлено и сторонами не оспаривается наличие у заявителя 1800 руб. переплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации. Таким образом, инспекция N 10 неправомерно отказала предпринимателю в удовлетворении заявления о возврате указанной суммы страховых взносов.

При таких обстоятельствах суд обоснованно признал незаконным отказ инспекции N 10 в возврате страховых взносов и обязал инспекцию N 12 возвратить Барановой О.А. сумму излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, и оснований для его отмены не имеется.

В связи с тем, что с 01.01.2007 утратил силу пункт 5 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с инспекции N 12 подлежит взысканию
в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тверской области от 27.02.2007 по делу N А66-11593/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.

Председательствующий

ЛОМАКИН С.А.

Судьи

МАЛЫШЕВА Н.Н.

САМСОНОВА Л.А.