Решения и определения судов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2007 N 16АП-1982/07 по делу N А63-8223/07-С3-15 По делу об обязании выставить акты приема-передачи электроэнергии и счета-фактуры за потребленную электроэнергию.

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 декабря 2007 г. N 16АП-1982/07

Дело N А63-8223/07-С3-15

Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2007 года,

Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2007 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Афанасьевой Л.В.

судей Мельникова И.М., Фриева А.Л.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Фриевым А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по ул. Вокзальная, д. 2, г. Ессентуки апелляционную жалобу ответчика - ОАО “Ставропольэнергосбыт“, г. Пятигорск

на решение Арбитражного суда Ставропольского края 23.10.2007 г. по делу N А63-8223/2007-С3-15 (судья Мисникова О.А.).

по иску Ставропольского муниципального унитарного предприятия “Горэлектросеть“

к ОАО “Ставропольэнергосбыт“, г. Пятигорск

третьи лица: Региональная тарифная комиссия
СК г. Ставрополь

об обязании подписать и выставить акты приема-передачи электроэнергии и счета-фактуры за потребленную электроэнергию за период с 01 ноября 2006 года по 01 сентября 2007 года согласно договору N 0100 от 21.04.1999 по тарифам, установленным РЭК по СК

при участии в судебном заседании:

от СМУП “Горэлектросеть“: Кутько А.Н.: Меньшикова Е.П.

от ОАО “Ставропольэнергосбыт“: Бычкова Л.С.

от третьих лиц: Региональная тарифная комиссия СК г. Ставрополь: Гладких О.В.

установил:

Ставропольское муниципальное унитарное предприятие “Горэлектросеть“ обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО “Ставропольэнергосбыт“ г. Пятигорск с требованиями об обязании выставить подписанный акт приема-передачи электроэнергии за февраль 2007 года и перевыставить за эти месяцы счет-фактуру за потребленную электроэнергию по тарифам, установленным РЭК по СК.

В порядке ст. 49 АПК РФ СМУП “Горэлектросеть“ уточнило исковые требования, и просил обязать ОАО “Ставропольэнергосбыт“ г. Пятигорск выставить акты приема-передачи электроэнергии и счета-фактуры за потребленную электроэнергию за период с 01 ноября 2006 года по 01 сентября 2007 года согласно договору N 0100 от 21.04.1999 по тарифам, установленным РЭК по СК

Определением суда от 12.09.2007 года судом первой инстанции в соответствии со статей 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, была привлечена Региональная тарифная комиссия Ставропольского края.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 23 октября 2007 года по делу N А63-8223/2007-С3-15 исковые требования СМУП “Горэлектросеть“ удовлетворены. Суд решил обязать Открытое акционерное общество “Ставропольэнергосбыт“, в течение 10-ти дней с момента вступления в законную силу решения суда по данному делу направить в адрес СМУП “Горэлектросеть“ подписанные уполномоченным лицом ОАО “Ставропольэнергосбыт“ и заверенные печатью первичные документы бухгалтерского учета, акты
приема-передачи электроэнергии, счета-фактуры по полученной от ОАО “Ставропольэнергосбыт“ электроэнергии, за период с ноября 2006 года по август 2007 года (включительно) в количестве 837 146 375,60 кВт.ч. по тарифам, установленным РЭК по СК, на общую сумму 1 266 242 318 рублей 92 копейки и взыскать государственную пошлину в доход федерального бюджета Российской Федерации в размере 2 000 рублей.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО “Ставропольэнергосбыт“ г. Пятигорск обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 23.10.2007 г. отменить, производство по делу прекратить.

Заявитель указывает, что, оспариваемые Истцом счета-фактуры и акты приема-передачи выставлены исходя из объема потребленной Истцом электроэнергии с применением покупного тарифа для СМУП “Горэлектросеть“, тарифов, установленных РЭК СК для конечных потребителей, а также свободной (нерегулируемой) цены. ОАО “Ставропольэнергосбыт“ является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Ставропольского края. Границы зоны деятельности ОАО “Ставропольэнергосбыт“ и СМУП “Горэлектросеть“ определены Региональной энергетической комиссией СК в соответствие с п. 55 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики.

Кроме того, заявитель считает, что потребители, ОАО “Ставропольский завод поршневых колец - “Стапри“, ОАО “Ставропольнефтегеофизика“, ЗАО “Модуль“, ООО ПП “Стеклотара“, ОАО “Ставропольский инструментальный завод“, подлежащие обслуживанию гарантирующим поставщиком - СМУП “Горэлектросеть“, расположены в границах зоны деятельности другого гарантирующего поставщика - ОАО “Ставропольэнергосбыт“. Следовательно, СМУП “Горэлектросеть“, имея договорные отношения по энергоснабжению электрической энергии с ОАО “Ставропольский завод поршневых колец - “Стапри“, ОАО “Ставропольнефтегеофизика“, ЗАО “Модуль“, ООО ПП “Стеклотара“, ОАО “Ставропольский инструментальный завод“, расположенными в границах зоны деятельности ОАО “Ставропольэнергосбыт“, и действуя в интересах своих потребителей, расположенных в границах деятельности ОАО “Ставропольэнергосбыт“ должно приобретать электрическую
энергию у гарантирующего поставщика на границе балансовой принадлежности электрических сетей указанных потребителей и ОАО “Ставропольэнерго“ по тарифу, установленному для конечного потребителя соответствующего уровня напряжения.

Считает, что СМУП “Горэлектросеть“, покупая электроэнергию у ОАО “Ставропольэнергосбыт“ для дальнейшей продажи другим потребителям, является потребителем и при расчетах по регулируемым ценам (тарифам) за электрическую энергию со СМУП “Горэлектросеть“ ОАО “Ставропольэнергосбыт“ применяет тарифы промышленных потребителей и приравненные к ним на 2007 г. утвержденные Постановлением РЭК СК от 14.12.2006 г. N 32. ОАО “Ставропольэнергосбыт“ также поясняет что, в соответствии с п. п. 3 - 7, 69 Постановления Правительства РФ N 529, ОАО “Ставропольэнергосбыт“ участвует на ОРЭМ в торговле электрической энергией по свободным (нерегулируемым) ценам, определяемым путем конкурентного отбора ценовых заявок покупателей и поставщиков, осуществляемого за сутки до начала поставки, по ценопринимающим заявкам на покупку электрической энергии. Постановлением Правительства РФ N 205 от 07.04.2007 г. внесены изменения в Постановление N 643 от 24.10.2003 г., где определено, что по регулируемым ценам на ОРЭМ поставляется в долях от объема производства (потребления) электрической энергии, установленном в прогнозном балансе на 2007 г.

В силу ст. 426 ГК РФ, в случаях, установленных законом, Правительство Российской Федерации вправе издавать правила заключения и исполнения публичных договоров, обязательные для сторон договора. Федеральным Законом “Об электроэнергетике“ N 35-ФЗ, Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по принятию правил заключения и исполнения публичных договоров.

Постановлением Правительства N 530 от 31.08.2006 г. “Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики“, вступившим в силу с 01.09.2006 г., установлены новые обязательные для сторон правила исполнения публичных договоров, в том числе, ранее
заключенных.

Предельные уровни нерегулируемых цен на розничных рынках рассчитываются ОАО “Ставропольэнергосбыт“ на основании прогнозных значений средневзвешенных свободных (нерегулируемых) цен, рассчитанных администратором торговой системы на следующий расчетный период (п. 12 Постановления N 529) и доводятся до сведения покупателей в соответствии с п. 109, 111 Правил, путем размещения информации на официальном Интернет-сайте Общества. Средневзвешенная стоимость приобретения единицы электроэнергии на оптовом и розничном рынке электроэнергии, используемая для расчета предельного уровня нерегулируемых цен, указана в Приложении N 5 Постановления РЭК СК N 32 от 14.12.2006 г.

По мнению заявителя, ОАО “Ставропольэнергосбыт“ не вправе продавать, а покупатель не вправе приобретать электроэнергию по иным правилам ценообразования, чем те, которые соответствуют действующему законодательству. В связи с этим, действия ОАО “Ставропольэнергосбыт“ по предъявлению потребителям - перепродавцам оплаты по нерегулируемым ценам за электрическую энергию считает правомерными и соответствующими требованиям действующего законодательства.

Считает, что до выхода СМУП “Горэлектросеть“ на оптовый рынок, стороны должны руководствуются действующим договором энергоснабжения, в отношении которого, в силу ФЗ-250 от 04.11.2007 г., распространяются основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы, которые обязательны для сторон публичного договора. И соответственно, стороны, при осуществлении расчетов по договорам энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии), должны руководствоваться нормами Постановления Правительства РФ N 530 от 31.08.2006 г. п. 60 Постановления Правительства РФ N 109 по расчетам за электроэнергию.

Региональная тарифная комиссия Ставропольского края представила отзыв на апелляционную жалобу, в которой указывает, что решение суда от 23.10.2007 г. подлежит отмене.

Указывает, что 1 сентября 2006 года вступили в силу Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденные
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 530, предусмотревшие необходимость разделения административной территории субъектов Российской Федерации на зоны деятельности и наличие в каждой зоне деятельности гарантирующего поставщика электрической энергии. Во исполнение указанных требований Правил, РЭК СК постановлением от 16 октября 2006 г. N 23 определила перечень организаций, которые приобрели статус гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ставропольского края, и установила границы зоны деятельности каждого из гарантирующих поставщиков. Согласно пункту 58 Правил, определенные границы зон деятельности не подлежат изменению до проведения очередного конкурса на присвоение статуса гарантирующего поставщика и могут быть изменены только по инициативе уполномоченных органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации или на основании письменных заявлений возможных участников очередного конкурса.

Считает, что СМУП “Горэлектросеть“, покупая электрическую энергию у ОАО “Ставрополъэнергосбыт“ в границах зоны деятельности последнего в качестве гарантирующего поставщика, не может одновременно с ним являться гарантирующим поставщиком, а, следовательно, является независимой энергосбытовой организацией и по отношению к ОАО “Ставропольэнергосбыт“ в данном случае является конечным потребителем электроэнергии. СМУП “Горэлектросеть“ в спорный период на розничном рынке электрической энергии Ставропольского края выступало при заключении договоров с потребителями, расположенными в границах его зоны деятельности как гарантирующий поставщик, а при заключении договоров с потребителями, расположенными в границах зоны деятельности истца - как независимая энергосбытовая организация, конечный потребитель электроэнергии.

Поясняет, что при установлении тарифов на электрическую энергию, реализуемую гарантирующими поставщиками потребителям Ставропольского края в 2007 году и дифференциации указанных тарифов по категориям потребителей региональная энергетическая комиссия Ставропольского края определяла плановые экономически обоснованные затраты каждого из гарантирующих поставщиков и плановый объем реализации электрической энергии каждым
из гарантирующих поставщиков. Объем реализации определялся исходя из плановых заявок потребителей, расположенных в зонах деятельности каждого из гарантирующих поставщиков. Тарифы, установленные приложением 2 к постановлению региональной энергетической комиссии Ставропольского края от 14 декабря 2006 г., N 32 рассчитаны для каждого гарантирующего поставщика, не являющегося субъектом оптового рынка и покупающего электрическую энергию на розничном рынке от ОАО “Ставропольэнергосбыт“ только в объеме, необходимом для снабжения потребителей, расположенных в границах зоны деятельности каждого из гарантирующих поставщиков. Указанные тарифы значительно ниже тарифов, установленных для конечных потребителей электрической энергии, так как не учитывают затраты на передачу и сбыт электроэнергии энергоснабжающим организациями - гарантирующими поставщиками.

Результатом перехода потребителей, расположенных в границах зоны деятельности ОАО “Ставропольэнергосбыт“, как гарантирующего поставщика, к СМУП “Горэлектросеть“ является: уменьшение полезного отпуска электрической энергии у ОАО “Ставропольэнергосбыт“ относительно принятого при установлении тарифов и, соответственно, снижение объема реализации и недополучение необходимой валовой выручки и увеличение полезного отпуска электрической энергии у СМУП “Горэлектросеть“ относительно принятого при усыновлении тарифов и, соответственно, увеличение объема реализации и получение дополнительной выручки.

СМУП “Горэлектросеть“ должно приобрести объем электроэнергии для перепродажи потребителями, расположенными в границах зоны деятельности ОАО “Ставропольэнергосбыт“ по тарифам, установленным приложением 1 к постановлению региональной энергетической комиссии Ставропольского края от 14 декабря 2006 г. N 32 для конечных потребителей электрической энергии.

В судебном заседании представитель Гладких О.В. доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, поддержала.

СМУП “Горэлектросеть“ представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 23.10.2007 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Указывает что, между СМУП “Горэлектросеть“ и Дочерним открытым акционерным обществом “Ставропольэнерго“ РАО “ЕЭС России“ 21.04. 1999
года был заключен договор на поставку электроэнергии N 0100. В результате реорганизации последнего в 2004 году правопреемником по Договору стало ОАО “Ставропольэнергосбыт“. Предметом указанного договора является продажа Ответчиком электрической энергии Истцу для последующей реализации конечным потребителям, стоимость поставок по Договору определяется количеством поданной СМУП “Горэлектросеть“ электроэнергии по тарифам, установленным Региональной энергетической комиссией по Ставропольскому краю (РЭК по СК).

Тарифы на электрическую энергию, подлежащие применению сторонами для расчетов по Договору, устанавливаются региональным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Изменение РЭК по СК фиксированных тарифов на электрическую энергию в течение действия Договора не требует переоформления сторонами Договора или подписания дополнительных соглашений. В этом случае тарифы применяются сторонами с момента, установленного регулирующим органом.

Постановлением РЭК N 20/2 от 21.12.2005 года (в редакции постановления РЭК N 22/6 от 29.12.2005 года и N 2/1 от 31.01.2006 г.) установлен тариф на электроэнергию, приобретаемую у ОАО “Ставропольэнергосбыт“ на 2006 год в размере - 1202,67 руб. за 1 кВтч. Постановлением РЭК N 32 от 14.12.2006 года (в редакции постановления РЭК N 34/2 от 19.12.2006 года установлен тариф на электроэнергию, приобретаемую у ОАО “Ставропольэнергосбыт“ на 2007 год в размере - 1303,26 руб. за 1 мВтч.

Считает что, договор N 0100 от 21.04.1999 года определил взаимные обязательства сторон и выставить СМУП “Горэлектросеть“ счета-фактуры по тарифам РЭК СК вытекает из условий договора, исполнение договора оплачивается с применением тарифа установленного для СМУП “Горэлектросеть“ РЭК СК на электрическую энергию, приобретаемую у ОАО “Ставропольэнергосбыт“, что в свою очередь не противоречит нормативным актам. Выставляемые ОАО “Ставропольэнергосбыт“ счета-фактуры не только противоречат сущности обязательств по
договору, но и достоверности содержащихся в них сведений относительно применения цены, так как ОАО “Ставропольэнергосбыт“ счета-фактуры и акты приема-передачи выставлены исходя из объемов полученной СМУП “Горэлектросеть“ электроэнергии с самостоятельной дифференциацией покупного тарифа для СМУП “Горэлектросеть“, тарифов установленных РЭК СК для конечных потребителей, а также свободной (нерегулируемой) цены, тем самым ОАО “Ставропольэнергосбыт“ самостоятельно определяет стоимость поставляемой электрической энергии по договору.

Считает, что ОАО “Ставропольэнергосбыт“ берет на себя полномочия по определению регулируемого тарифа (цен) и размера оплаты электрической энергии, отпускаемой гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими (энергосбытовыми) организациями другим энергоснабжающим (энергосбытовым) организациям по причине того, что п. 60 Постановления Правительства РФ N 109 от 24.02.2004 г. постановление Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 “О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации“ не позволяют субъектам электроэнергетики применять и производить расчеты регулируемого тарифа самостоятельно.

Поясняет, что Потребители: ОАО “Ставропольский завод поршневых колец “Стапри“, ООО ПП “Стеклотара“, ООО “Исток-Н“, ОАО “Ставропольнефтегеофизика“, ОАО “Ставропольский инструментальный завод“ являются абонентами СМУП “Горэлектросеть“ г. Ставрополь с 2003 года, что подтверждается действующими договорами энергоснабжения. Заявлений о расторжении указанных договоров потребители в адрес СМУП “Горэлектросеть“ не отправляли, преддоговорной работы в отношении указанных потребителей со стороны ОАО “Ставропольэнергосбыт“ не проводилось. Эти потребители находятся в рамках границ балансовой принадлежности, определенных указанным договором энергоснабжения между СМУП “Горэлектросеть“ и ОАО “Ставропольэнерго“ N 100 от 1999 года и ежемесячные акты по объемам поставки энергии СМУП “Горэлектросеть“ подписываются сторонами с учетом указанных потребителей, что еще раз подтверждает наличие объемов потребления указанных предприятий в балансе СМУП “Горэлектросеть“.

Тариф покупки для СМУП как для Гарантирующего поставщика (покупающего энергию на розничном рынке) на
территории г. Ставрополя был так же рассчитан и установлен с учетом объемов потребления ОАО “Ставропольский завод поршневых колец “Стапри“, ООО ПП “Стеклотара“, ООО “Исток - Н“, ОАО “Ставропольнефтегеофизика“, ОАО “Ставропольский инструментальный завод“. Следовательно, ОАО “Ставропольэнергосбыт“ не может нести реальные убытки.

На момент вступления в силу постановления РЭК СК “О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Ставропольского края“ от 16.10.2006 г. N 23 вышеуказанные потребители находились в границах зоны деятельности СМУП “Горэлектросеть“, как гарантирующего поставщика, поскольку были соблюдены все необходимые для этого условия, предусмотренные п. 55 Правил функционирования розничных рынков электроэнергии и постановления РЭК СК от 16.10.2006 г. N 23:

Доводы ОАО “Ставропольэнергосбыт“ и Региональной тарифной комиссии Ставропольского края о том, после вступления в силу Постановления РЭК СК от 16.10.2006 г. к СМУП “Горэлектросеть“ перешли ряд потребителей, ранее находившихся в границах зоны деятельности ОАО “Ставропольэнергосбыт“, как гарантирующего поставщика, не соответствует фактическим обстоятельствам, поскольку, как уже указывалось выше, договоры энергоснабжения между СМУП “Горэлектросеть“ и “спорными“ потребителями были заключены значительно раньше вступления в силу Постановления РЭК СК от 16.10.2006 г., и, следовательно, не могли повлечь тех негативных последствий, на которые указывает Региональная тарифная комиссия Ставропольского края в своем отзыве на апелляционную жалобу, а именно, уменьшение полезного отпуска электрической энергии у ОАО “Ставропольэнергосбыт“, снижение объема реализации и недополучение необходимой валовой выручки, и, соответственно, увеличения полезного отпуска электрической энергии у СМУП “Горэлектросеть“, увеличение объема реализации и получение дополнительной выручки. О правомерности включения объемов потребления ОАО “Ставропольский завод поршневых колец “Стапри“, ООО ПП “Стеклотара“, ООО “Исток - Н“, ОАО “Ставропольнефтегеофизика“, ОАО “Ставропольский инструментальный завод в балансы энергии СМУП “Горэлектросеть“ пришла и уполномоченная Федеральной службой по тарифам, экспертная организация в области тарифного регулирования ЗАО Научно-технический центр “Диагностика Экспертиза Безопасность“ (ЗАО НТЦ “ДЭБ“), проводившая экспертизу правильности установления тарифов на покупаемую электрическую энергию СМУП “Горэлектросеть“ у ОАО “Ставропольэнергосбыт“ за 2006-07 годы и структуры полезного отпуска СМУП “Горэлектросеть“. Доказательств, что указанные потребители не включены в структуру полезного отпуска электрической энергии СМУП “Горэлектросеть“ не представлено.

Указывает, что СМУП “Горэлектросеть“ не является потребителем в смысле статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 года N 35-ФЗ “Об электроэнергетике и соответственно заключенный между сторонами Договор не содержит признаков публичности а, следовательно, изменение в Договор осуществляется по соглашению сторон либо в соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ.

Договор сторонами заключен до приобретения ОАО “Ставропольэнергосбыт“ статуса гарантирующего поставщика.

Постановление Правительства N 530 от 31.08.2006 г. “Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики“ не имеют силу закона, не предоставляют право одностороннего изменения условий Договора.

Изменения в Договор сторонами не согласовывались, одностороннее изменение условий договора не допускается, соответственно изменение условий оплаты за электрическую энергию, поставляемую ОАО “Ставропольэнергосбыт“ по Договору N 0100 от 21.04.1999 г. в одностороннем порядке не допустимо. Не выставление Ответчиком счетов-фактур по тарифам РЭК СК противоречит существу договорных отношений и нормам Гражданского законодательства.

По мнению СМУП “Горэлектросеть“ ссылки ОАО “Ставропольэнергосбыт“ на письма РЭК СК не состоятельны, так как данный исполнительный орган не уполномочен давать разъяснения по правомерности или не правомерности действий субъектов по Договорным отношениям, кроме того, контроль по применению субъектами применения нерегулируемых цен не входит в компетенцию РЭК СК (региональная тарифная комиссия СК).

Законность принятого решения проверяется судом апелляционной инстанции в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Шестнадцатый арбитражный суд, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения, в соответствии со статьями 268, 269 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, рассмотрев представленные доказательства по делу, выслушав объяснения представителей сторон, считает, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.10.2007 г. по делу N А63-8223/2007-С3-15 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Как следует из материалов дела, между ОАО “Ставропольэнерго“ (энергоснабжающей организацией) и Ставропольским МУП “Горэлектросеть“ (абонентом) был заключен договор на снабжение электрической энергией и мощностью от 21.04.1999 г. N 0100. В соответствии с пунктом 1.1. указанного договора истец обязался подавать за плату, а ответчик - оплачивать покупаемую электроэнергию. При заключении договора на снабжение электроэнергией энергопринимающие устройства были присоединены к сетям энергоснабжающей организации, что соответствовало условиям пункта 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с условиями договора между сторонами были определены границы балансовой принадлежности, точки и объемы поставки энергии и величина разрешенной присоединенной мощности с учетом всех потребителей СМУП “Горэлектросеть“. Перечень потребителей, подлежащих обслуживанию, определен заключенными между СМУП “Горэлектросеть“ и потребителями договорами энергоснабжения.

Внеочередным общим собранием акционеров ОАО “Ставропольэнерго“ (протокол N 19 от 30.09.2004 г.) было принято решение о реорганизации ОАО “Ставропольэнерго“. В соответствии с разделительным балансом правопреемником прав и обязанностей ОАО “Ставропольэнерго“ в области энергосбытовой деятельности является ОАО “Савропольэнергосбыт“. Согласно приложению N 27 к разделительному балансу права и обязанности по договору энергоснабжения N 0100 от 21.04.1999 года между ОАО “Ставропольэнерго“ и Ставропольским МУП “Горэлектросеть“ переданы ОАО “Ставропольэнергосбыт“ в полном объеме.

В соответствии с п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключит договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Согласно ст. 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.), отказ коммерческой организации от заключения публичного договора не допускается

Из смысла указанной нормы права следует, что публичный договор- это договор, заключенный между коммерческой организацией и потребителем.

Статьей 3 Федерального закона “Об электроэнергетике“ от 26.03.2003 года N 35-ФЗ определено, что потребителем электрической энергии является лицо, приобретающее электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

В соответствии с пунктом 2.2. Устава СМУП “Горэлектросеть“ одним из видов деятельности предприятия является покупка и реализация (продажа) электрической энергии потребителям (в том числе гражданам).

Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что поскольку СМУП “Горэлектросеть“ приобретает электроэнергию для последующей перепродажи, оно потребителем электроэнергии в смысле Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона “Об электроэнергетики“ не является. Соответственно заключенный между сторонами Договор не содержит признаков публичности и, соответственно, изменение в Договор осуществляется по соглашению сторон либо в соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ.

Согласно пункта 4.1 стоимость договора N 0100 определялась количеством поданной СМУП “Горэлектросеть“ электрической энергии по тарифам, утвержденным Региональной энергетической комиссией. При изменении в установленном порядке тарифов эти изменения считаются внесенными в договор и согласованными обеими сторонами с момента введения новых тарифов без дополнительного письменного оформления.

СМУП “Горэлектросеть“ не является субъектом оптового рынка электрической энергии и приобретает электрическую энергию для реализации потребителям, расположенным в границах его зоны деятельности, у ОАО “Ставропольэнергосбыт“ по договору N 0100 от 21.04.1999 г.

Тарифы на электрическую энергию (мощность), покупаемую у ОАО “Ставропольэнергосбыт“ энергоснабжающими организациями - гарантирующими поставщиками на розничном рынке электрической энергии в целях последующей реализации потребителям, возмещения технологического расхода электрической энергии (потерь), а также используемую на хозяйственные нужды в 2007 году, установлены п. п. 1.2. п. 1 постановления региональной энергетической комиссии Ставропольского края от 14.12.2006 года N 32 (с внесенными изменениями).

Согласно п. 1 и 2 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

Из имеющихся в деле документов не следует, что ОАО “Ставропольэнергосбыт“ обращалось к СМУП “Горэлектросеть“ с предложением об изменении условий договора и переписка между сторонами не содержит предложения об изменении порядка определения цены.

Соглашения сторон о дифференцированном изменении тарифа сторонами достигнуто не было.

Ссылку ответчика на постановление Правительства N 530 от 31.08.2006 “Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики“ суд считает не обоснованной, так как оно не имеет силу закона.

Кроме того, из буквального толкования норм, изложенных в названном постановлении Правительства РФ, не следует, что у ответчика имеется возможность самостоятельного одностороннего выбора тарифа при наличии соответствующих договорных отношений.

Ссылку ОАО “Ставропольэнергосбыт“ на Федеральный Закон N 250-ФЗ от 04.11.2007 г. внесший изменения в ст. 6 ФЗ-36 от 26.03.2003 г., а именно: утверждаемые Правительством РФ основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня вступления их в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу, суд считает так же необоснованной, так положения данной статьи распространяются на стороны публичного договора.

Таким образом, в случае необходимости изменения цены договора такое изменение возможно исключительно в порядке, установленным гражданско-правовыми нормами.

Изменение условий договора в соответствии со ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации сторонами не вносилось.

Поскольку между сторонами не достигнуто соглашение об изменении условий договора в части изменения цены договора, договор продолжал действовать в изложенной в нем редакции.

Доводы ОАО “Ставропольэнергосбыт“ о применении тарифа РЭК СК в соответствии с п. 60 Постановления Правительства N 109 также не обоснованны.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 41-ФЗ от 14.04.1995 года “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ тарифы на электрическую энергию и тепловую энергию(мощность) подлежат государственному регулированию посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства N 109 “Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, разработанные в соответствии с Федеральными законами “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ и “Об электроэнергетике“, определяют основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию и на соответствующие услуги“.

В силу пункта 2, подпункта 2 и 3 пункта 14 Постановления Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 “О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации“ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тариф (фиксированные размеры тарифов на единицу продукции, работ, услуг) на розничном рынке.

При этом понятия и положения пункта 60 Постановления Правительства N 109, относятся к функциям Федеральной службы по тарифам и Региональной энергетической комиссии (Региональной тарифной комиссии) при проведении расчета тарифа на электрическую энергию (мощность), отпускаемую энергоснабжающей организацией другой энергоснабжающей организации на очередной период регулирования.

Положения Постановления Правительства N 109 “О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации“ не позволяет субъектам электроэнергетики применять и производить расчеты регулируемого тарифа самостоятельно.

Суд отклоняет довод ОАО “Ставропольэнергосбыт“ и третьего лица Региональной тарифной комиссии о том, что СМУП “Горэлектросеть“, имея договорные отношения по энергоснабжению электрической энергии с ОАО “Ставропольский завод поршневых колец - “Стапри“, ОАО “Ставропольнефтегеофизика“, ЗАО “Модуль“, ООО ПП “Стеклотара“, ОАО “Ставропольский инструментальный завод“, расположенными в границах зоны деятельност“ ОАО “Ставропольэнергосбыт“, выступает в качестве энергосбытовой организации, и должен покупать электроэнергию у ОАО “Ставропольэнергосбыт“ для дальнейшей продажи другим потребителям, по тарифам промышленных потребителей и приравненные к ним на 2007 г., утвержденных Постановлением РЭК СК от 14.12.2006 г. N 32, ввиду следующего.

16.10.2006 г. Региональной энергетической комиссией Ставропольского края было принято постановление N 23 “О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Ставропольского края“ (вступило в силу 21.10.2006 г.), в соответствии с которым Ставропольское МУП “Горэлектросеть“ было включено в перечень гарантирующих поставщиков (Приложение 1 к Постановлению). Границы деятельности Ставропольского МУП “Горэлектросеть“ были определены границами балансовой принадлежности электрических сетей Ставропольского МУП “Горэлектросеть“, к сетям которого присоединены потребители, подлежащие обслуживанию Ставропольским МУП “Горэлектросеть“ в городе Ставрополе (Приложение 2 к Постановлению).

Между ОАО “Ставропольэнерго“ (правопредшественником ОАО “Ставропольэнергосбыт“) и Ставропольским МУП “Горэлектросеть“ в рамках договора на снабжение электрической энергией и мощностью от 21.04.1999 г. N 0100 были подписаны акты разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон по подстанциям “Промышленная“ и “Южная“ которыми установлено, что граница балансовой принадлежности проходит на болтовых соединениях кабельных наконечников в ячейках масленых выключателей фидеров. Точки поставки электроэнергии в отношениях между СМУП “Горэлектросеть“ и ОАО “Ставропольэнерго“ находились на вышеуказанных границах балансовой принадлежности электрических сетей.

Ставропольское МУП “Горэлектросеть“, в свою очередь, имеет заключенные и действующие в настоящее время договоры энергоснабжения с потребителями (абонентами) - ОАО “Ставропольский завод поршневых колец - “СТАПРИ“, ОАО “Ставропольский инструментальный завод“, ОАО “Ставропольнефтегеофизика“, ООО ПП “Стеклотара“, ООО “Исток-Н“, снабжение электроэнергией которых осуществляется через питающие линии, присоединенные к вышеуказанным подстанциям.

После того, как права и обязанности поставщика электроэнергии по договору N 0100 от 21.04.1999 г. перешли к ОАО “Ставропольэнергосбыт“, точки поставки электроэнергии Ставропольскому МУП “Горэлектросеть“ остались те же, ранее согласованные с ОАО “Ставропольэнерго“ точки на границе балансовой принадлежности сетей, принадлежащих ОАО “Ставропольэнерго“ и СМУП “Горэлектросеть“. Из изложенного следует вывод о том, что на момент вступления в силу постановления РЭК СК “О гарантирующих поставщиках электрической энергии на территории Ставропольского края“ от 16.10.2006 г. N 23 вышеуказанные потребители находились в границах зоны деятельности Ставропольского МУП “Горэлектросеть“, как гарантирующего поставщика, поскольку были соблюдены все необходимые для этого условия, предусмотренные п. 55 Правил и постановления РЭК СК от 16.10.2006 г. N 23, а именно:

- точки поставки электроэнергии от СМУП “Горэлектросеть“ потребителям находились на участке электрической сети, отнесенной к балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности Ставропольского МУП “Горэлектросеть“;

- указанные потребители подлежали обслуживанию Ставропольским МУП “Горэлектросеть“, т.к. между ними существовали договоры поставки электроэнергии;

Мнение ОАО “Ставропольэнергосбыт“ и Региональной тарифной комиссии Ставропольского края о том, что после вступления в силу Постановления РЭК СК от 16.10.2006 г. к СМУП “Горэлектросеть“ перешли ряд потребителей, ранее находившихся в границах зоны деятельности ОАО “Ставропольэнергосбыт“, как гарантирующего поставщика, не соответствует фактическим обстоятельствам, поскольку, как уже указывалось выше, договоры энергоснабжения между СМУП “Горэлектросеть“ и “спорными“ потребителями были заключены значительно раньше вступления в силу Постановления РЭК СК от 16.10.2006 г., и, следовательно, не могли повлечь тех негативных последствий, на которые указывает РТК СК в отзыве на апелляционную жалобу.

Ответчик в нарушение статьи 65 АПК РФ не доказал, что тариф покупки для СМУП “Горэлектросеть“ как для Гарантирующего поставщика покупающего энергию на розничном рынке на территории г. Ставрополя был установлен без учета объемов потребления ОАО “Ставропольский завод поршневых колец “Стапри“, ООО ПП “Стеклотара“, ООО “Исток-Н“, ОАО “Ставропольнефтегеофизика“, ОАО “Ставропольский инструментальный завод“, а также не доказал реальные убытки.

Апелляционный суд пришел к выводу, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам и материалам дела, в связи, с чем решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.10.2007 г. по делу N А63-8223/07-С3-15 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 102, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.10.2007 г. по делу N А63-8223/07-С3-15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев, через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Л.В.АФАНАСЬЕВА

Судьи

И.М.МЕЛЬНИКОВ

А.Л.ФРИЕВ