Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.05.2007 по делу N А66-11662/2006 Суд обязал ИФНС как администратора поступлений страховых взносов в бюджет РФ возвратить банку излишне уплаченные страховые взносы на обязательную и накопительную части трудовой пенсии, поскольку материалами дела подтверждается, что у банка имеется переплата по данным взносам, возникшая в связи с уплатой страховых взносов с выплат физическим лицам, не подлежащих включению в базу, облагаемую ЕСН.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 мая 2007 года Дело N А66-11662/2006“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Малышевой Н.Н., Самсоновой Л.А., при участии от Центрального банка Российской Федерации в лице полевого учреждения Банка России “Верхневолжское“ Ф.И.О. И.И. (доверенность от 05.02.2007), рассмотрев 16.05.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 02.03.2007 по делу N А66-11662/2006 (судья Орлова В.А.),

УСТАНОВИЛ:

Центральный банк Российской Федерации в лице полевого учреждения Банка России “Верхневолжское“ города Твери (далее - банк) обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением
о признании незаконными отказов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области (далее - инспекция N 10) в возврате (зачете) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, выраженных в письмах от 13.02.2006 N 1 и 2, письма Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области (далее - инспекция N 12) от 05.12.2006 N 10-12/6678 и письма Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Твери и Калининском районе Тверской области (далее - управление) от 18.10.2006 N 5128 и обязании инспекции N 12 и управления возвратить банку 269634 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В ходе судебного рассмотрения дела банк уточнил заявленные требования и просил суд признать недействительными отказы инспекции N 10 в возврате (зачете) 269634 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, выраженные в письмах от 13.02.2006 N 1 и 2, и обязать инспекцию N 12 возвратить ему указанную сумму страховых взносов.

Решением суда от 02.03.2007 признаны недействительными отказы инспекции N 10 в возврате банку 269634 руб. излишне уплаченных страховых взносов на обязательную и накопительную части трудовой пенсии, выраженные в письмах от 13.02.2006 N 1 и 2, и на инспекцию N 12 возложена обязанность возвратить заявителю указанную сумму за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации. Производство по делу в части признания незаконными писем инспекции N 12 от 05.12.2006 N 10-12/6678 и управления от 18.10.2006 N 5128 прекращено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе инспекция N 12, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить принятый по делу судебный акт в части признания недействительными отказов
инспекции N 10 в возврате банку 269634 руб. излишне уплаченных страховых взносов, выраженных в письмах от 13.02.2006 N 1 и 2, и обязания инспекции N 12 возвратить банку указанную сумму за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.

Податель жалобы указывает на то, что законодательством Российской Федерации не определен орган исполнительной власти, уполномоченный производить возврат или зачет сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а положения Налогового кодекса Российской Федерации в данном случае не подлежат применению, так как данные взносы не являются налоговыми платежами. В обоснование своей позиции инспекция N 12 ссылается на письмо Федеральной налоговой службы от 08.11.2006 N 19-4-04/000063@ “О зачете (возврате) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование“ (далее - письмо ФНС от 08.11.2006 N 19-4-04/000063@).

В судебном заседании представитель банка просил отказать инспекции N 12 в удовлетворении жалобы.

Инспекция N 12 и управление надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, в связи с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с выплат, не подлежащих обложению единым социальным налогом (далее - ЕСН), банк обратился в инспекцию N 10, инспекцию N 12, созданную в результате реорганизации в форме выделения из состава инспекции N 10, и управление с заявлениями о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов.

Названные органы государственной власти отказали банку в возврате излишне уплаченных сумм.

При этом инспекция N 10 отказала банку в возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 212410
руб. и 57224 руб., зачисленных соответственно на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, указав в письмах от 13.02.2006 N 1 и 2 на отсутствие оснований для возврата страховых взносов в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), так как данные платежи не являются налоговыми.

По аналогичным основаниям письмом от 05.12.2006 N 10-12/6678 инспекция N 12 отказала банку в возврате излишне уплаченных страховых взносов, указав на то, что Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон N 167-ФЗ) не определен орган исполнительной власти, уполномоченный производить возврат или зачет сумм излишне уплаченных страховых взносов.

Управление письмом от 18.10.2006 N 5128 также отказало банку в возврате излишне уплаченных страховых взносов, указав на отсутствие соответствующих полномочий у Пенсионного фонда Российской Федерации.

Банк, считая отказ инспекции N 10 в возврате излишне уплаченных страховых взносов, выраженный в письмах от 13.02.2006 N 1 и 2, незаконным, обжаловал эти ненормативные акты налогового органа в арбитражный суд.

Суд, руководствуясь Федеральным законом от 15.08.1996 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ (далее - Закон N 115-ФЗ), согласно которому администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба, удовлетворил требования банка.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона
N 167-ФЗ организации, производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

Статьей 9 Закона N 167-ФЗ установлено, что обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются страховая и накопительная части трудовой пенсии.

В силу статьи 10 Закона N 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные главой 24 “Единый социальный налог“ Налогового кодекса Российской Федерации.

По настоящему делу суд установил, материалами дела подтверждается, инспекцией N 12 и управлением не оспаривается, что у банка имеется 269634 руб. переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2002 - 2004 годы, в том числе 212410 руб., зачисленных на выплату страховой части трудовой пенсии, и 57224 руб., зачисленных на выплату накопительной части трудовой пенсии. Данная переплата возникла в связи с уплатой страховых взносов с выплат физическим лицам, перечисленным в представленном банком в материалы дела списке (том 1, лист 93), не подлежащих включению в базу, облагаемую ЕСН.

Также судом установлено, что заявления о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов банк направил в налоговые органы в соответствии с требованиями статьи 78 НК РФ.

Удовлетворяя требования банка, суд сделал обоснованный вывод о том, что в данном случае возврат излишне уплаченных страховых взносов должен производиться налоговым органом.

В силу пункта 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне
уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.

Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Закону N 115-ФЗ в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Таким образом, поскольку территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае невозможности установить, за каких застрахованных лиц уплачены эти взносы, то в
иных случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочиями по зачету или возврату излишне уплаченных страховых взносов наделены органы Федеральной налоговой службы.

На основании изложенного следует признать несостоятельными довод инспекции N 12 об отсутствии в действующем федеральном законодательстве положений об органах исполнительной власти, уполномоченных осуществлять возврат (зачет) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и ссылку подателя жалобы на письмо ФНС от 08.11.2006 N 19-4-04/000063@, не относящееся к актам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Поскольку дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятого по делу судебного акта не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тверской области от 02.03.2007 по делу N А66-11662/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.

Председательствующий

КОРАБУХИНА Л.И.

Судьи

МАЛЫШЕВА Н.Н.

САМСОНОВА Л.А.