Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.04.2007 по делу N А13-4837/2006-29 Решение суда об удовлетворении требования о взыскании расходов, понесенных железной дорогой в результате предоставления льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте в соответствии с Федеральными законами “О ветеранах“ и “О социальной защите инвалидов в РФ“, за счет средств казны РФ подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, так как железной дорогой не представлены доказательства, подтверждающие размер заявленных расходов и факт оказания транспортных услуг.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 апреля 2007 года Дело N А13-4837/2006-29“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М., при участии от открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ - Калинина С.М. (доверенность от 02.08.2006), рассмотрев 17.04.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 23.01.2007 по делу N А13-4837/2006-29 (судья Шадрина А.Н.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ в лице филиала “Октябрьская железная дорога“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Российской Федерации
в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), субъекту Российской Федерации в лице Департамента финансов Вологодской области (далее - Департамент финансов) о взыскании 233683 руб. 80 коп. расходов, понесенных в результате предоставления льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте в соответствии с Федеральными законами “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, “О ветеранах“.

Определением от 25.09.2006 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент труда и социального развития Вологодской области.

Решением от 23.01.2007 суд удовлетворил иск, взыскав в пользу Общества 233683 руб. 80 коп. за счет средств казны Российской Федерации. В иске к остальным ответчикам отказано.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение как вынесенное с нарушением норм материального права и принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований к Российской Федерации. В обоснование своей позиции заявитель указывает, что истец не доказал факт предоставления льгот и размер понесенных убытков, поскольку талоны, выданные органами социальной защиты, на основании которых приобретались билеты на льготных условиях, а также другие доказательства Обществом не представлены. Податель жалобы ссылается на постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 827, согласно которому Вологодской области выделялись денежные средства на возмещение убытков транспортных организаций от предоставления льготного проезда, в том числе и на погашение задолженности перед транспортными организациями. По мнению Минфина РФ, по состоянию на 29.12.2006 Департаментом финансов не все выделенные из федерального бюджета средства распределены.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, с июля по декабрь
2004 года Обществом предоставлялись льготы в виде бесплатного проезда на железнодорожном транспорте в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов“ (далее - Закон N 181-ФЗ) и Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“ (далее - Закон N 5-ФЗ).

В результате предоставления льгот у Общества возникли убытки, невозмещение которых послужило основанием для его обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

Статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными нормативными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Статьей 4 Закона N 181-ФЗ (в редакции от 23.10.2003) предусмотрено, что установление федеральных льгот инвалидам относится к компетенции федеральных органов государственной власти.

В соответствии со статьей 30 Закона N 181-ФЗ инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ (далее - Порядок). Этот Порядок действовал и в 2004 году (постановление Правительства Российской Федерации
от 14.02.2004 N 80). В силу пункта 2 Порядка предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Минфин РФ на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.

Согласно пункту 9 Порядка расходование предоставленных субсидий и субвенций осуществляется органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Законом N 5-ФЗ предусмотрено, что ветеранам предоставляются льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте.

Согласно пункту 1 статьи 10 Закона N 5-ФЗ (в редакции от 29.06.2004) за счет средств федерального бюджета возмещаются расходы на оплату проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов.

Вместе с тем в решении суд не исследовал, предусматривались ли Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2004 год“ Вологодской области средства на реализацию названных льгот, и если предусматривались, то в каком размере они поступили и как были распределены.

Податель жалобы ссылается на недоказанность истцом факта и размера заявленных к возмещению убытков.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В подтверждение факта предоставления льгот в заявленный период Общество ссылается на реестр, составленный с помощью автоматизированной системы учета “Экспресс“ (далее - АСУ “Экспресс“).

Согласно пункту 8 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 N 30 (далее - Правила), продажа проездных документов (билетов) на сети железных дорог на поезда дальнего и местного следования производится с помощью АСУ “Экспресс“.

Пунктом
24 Правил установлено обязательное наличие при оформлении льготных проездных билетов данной категории лиц талонов на право бесплатного проезда, полученных в обмен на проездной документ и прилагаемых к отчету билетного кассира.

В материалах дела отсутствуют указанные документы. Кроме реестра, составленного с помощью АСУ “Экспресс“, Общество других доказательств не представило.

Минфин РФ также ссылается на постановление Правительства от 29.12.2005 N 827 “Об утверждении Правил предоставления, расходования и учета в 2006 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, и распределения указанных субвенций на I квартал 2006 года“ (далее - Постановление).

В соответствии с пунктом 5 Постановления органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации направляют субвенции на финансирование ежемесячных выплат гражданам взамен бесплатного проезда, расчеты с транспортными организациями за предоставление социальных проездных документов, возмещение убытков транспортных организаций при предоставлении льготного проезда, погашение задолженности перед транспортными организациями по расчетам за предоставленные льготы по проезду.

Из материалов дела следует, что на 16.01.2007 у Вологодской области остались нераспределенные средства, выделенные из федерального бюджета в соответствии с Постановлением на обеспечение равной доступности транспортных услуг, в размере 1039730 руб.

Учитывая, что субвенции предоставляются на осуществление определенных целевых расходов и выделены на обеспечение равной доступности транспортных услуг, суд сделал правильный вывод, что они не могут направляться на погашение задолженности, возникшей в связи с предоставлением в 2004 году отдельным категориям граждан льгот, действие которых отменено с 01.01.2005.

Однако поскольку суд не исследовал вопрос о размере выделенных
из федерального бюджета в 2004 году средств на реализацию льгот, а истцом не представлены другие доказательства, подтверждающие размер заявленных расходов и факт оказания услуг, на что обращает внимание Минфин РФ, то решение подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду следует истребовать необходимые доказательства в подтверждение факта оказания льгот и размера заявленных расходов, исследовать вопрос о том, выделялись ли из федерального бюджета в 2004 году средства на реализацию льгот, и вынести решение с соблюдением норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 23.01.2007 по делу N А13-4837/2006-29 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.

Председательствующий

КУСТОВ А.А.

Судьи

СОСНИНА О.Г.

ТАРАСЮК И.М.