Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.04.2007 по делу N А42-4368/2006 Суд правомерно отказал в удовлетворении иска ИФНС о ликвидации ООО, поскольку представление им при регистрации недостоверных сведений о паспортных данных в отношении учредителя и руководителя общества не является грубым нарушением закона, носящим неустранимый характер, при этом инспекция доказательства, подтверждающие недостоверность указанных сведений при подаче обществом документов для государственной регистрации, в материалы дела не представила.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 апреля 2007 года Дело N А42-4368/2006“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М., рассмотрев 03.04.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.10.2006 (судья Беляева Л.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2006 (судьи Жиляева Е.В., Зайцева Е.К., Копылова Л.С.) по делу N А42-4368/2006,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по городу Мурманску (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о ликвидации общества с ограниченной ответственностью “Жарден“ (далее - Общество) за грубые
нарушения закона, допущенные при регистрации Общества.

Решением от 13.10.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.12.2006, в удовлетворении заявления Инспекции отказано.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, требование о ликвидации Общества подлежит удовлетворению, поскольку оно допустило грубые нарушения, представив недостоверные сведения о паспортных данных в отношении учредителя и руководителя Общества.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

О времени и месте рассмотрения жалобы лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, однако в судебное заседание своих представителей не направили.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц 01.02.2006 Инспекцией принято решение о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью “Жарден“, единственным учредителем которого является Дюжарден Александр Геннадьевич.

Во время проверки представленных сведений Инспекцией установлено, что паспорт заявителя Дюжардена А.Г. серии 7003 N 555799, выданный 06.05.2004, является недействительным, поскольку ранее указанный документ принадлежал гражданке Российской Федерации Ф.И.О. и был ею утерян в 2004 году.

Считая, что Общество представило заведомо недостоверные сведения о паспортных данных лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, что является грубым нарушением Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ и основанием для ликвидации Общества, Инспекция обратилась в арбитражный суд.

Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, сослались на то, что данное нарушение не является грубым, носящим неустранимый характер, и что Инспекция не представила доказательств, подтверждающих недостоверность указанных заявителем сведений при подаче документов для государственной регистрации Общества.

Суд кассационной инстанции, проверив законность обжалуемых судебных актов, не находит
оснований для их отмены.

В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом.

Требование о ликвидации юридического лица в этом случае может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (пункт 3 статьи 61 ГК РФ).

Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ предусмотрено, что регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 N 14-П отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и
свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит нарушений норм процессуального либо материального права и считает, что обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.10.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2006 по делу N А42-4368/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.

Председательствующий

КУСТОВ А.А.

Судьи

СОСНИНА О.Г.

ТАРАСЮК И.М.