Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.03.2007 по делу N А56-2673/2006 Решение суда о взыскании с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации убытков, понесенных ОАО в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по оплате электроэнергии, подлежит отмене, поскольку в размер взыскиваемой суммы включен НДС, а денежные средства, полученные из бюджетов различного уровня в связи с применением льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении базы по НДС не учитываются.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 марта 2007 года Дело N А56-2673/2006“

Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2007 года.

Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Матлиной Е.О., Рудницкого Г.М., при участии от Министерства финансов Российской Федерации Анисимовой О.Н. (доверенность от 11.02.2007), от Комитета финансов правительства Санкт-Петербурга Карпина Д.М. (доверенность от 18.12.2006 N 01-02/83321), от открытого акционерного общества “Ленэнерго“ Архангельской Т.А. (доверенность от 18.10.2006, выданная на основании доверенности от 23.08.2006 N 179-06), от закрытого акционерного общества “Петроэлектросбыт“ Горшковой Е.С. (доверенность от 23.01.2007 N 8/1), рассмотрев 15.03.2007 в открытом судебном заседании кассационную
жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.08.2006 (судья Жбанов В.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2006 (судьи Медведева И.Г., Черемошкина В.В., Слобожанина В.Б.) по делу N А56-2673/2006,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Ленэнерго“ (далее - ОАО “Ленэнерго“) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) и Комитету финансов правительства Санкт-Петербурга (далее - Комитет финансов) о взыскании 349974197 руб. 05 коп. убытков, понесенных в связи с предоставлением в 2002 и 2003 годах предусмотренных законом льгот по оплате электроэнергии, из них 344601285 руб. 70 коп. - солидарно за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ и казны Санкт-Петербурга в лице Комитета финансов, 2012411 руб. 91 коп. - за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, 3360499 руб. 44 коп. - за счет казны Санкт-Петербурга в лице Комитета финансов.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Жилищный комитет правительства Санкт-Петербурга (далее - Жилищный комитет), закрытое акционерное общество “Петроэлектросбыт“ (далее - ЗАО “Петроэлектросбыт“).

Определением ФАС Северо-Западного округа от 11.04.2007 исправлена опечатка. В данном случае вместо слов “...убытки в размере 345053675 руб. 85 коп.“ следует читать “...убытки в размере 347053675 руб. 85 коп.“.

В дальнейшем ОАО “Ленэнерго“ неоднократно заявляло ходатайства об уточнении исковых требований. Согласно последнему уточнению, принятому судом, истец просит взыскать за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ убытки в размере 345053675 руб. 85 коп.

Решением от 14.08.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от
15.11.2006, исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации.

В кассационной жалобе Минфин РФ, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 14.08.2006 и постановление от 15.11.2006 и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы считает, что суды неправомерно взыскали сумму убытков за счет казны Российской Федерации, а также необоснованно включили в ее размер сумму налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

В отзыве на кассационную жалобу ОАО “Ленэнерго“ просит оставить жалобу Минфина РФ без удовлетворения, полагая, что принятые по делу судебные акты являются законными.

Комитет финансов в отзыве на кассационную жалобу указывает на правомерность взыскания заявленной суммы за счет казны Российской Федерации, однако считает, что она должна быть уменьшена на сумму НДС.

В судебном заседании представитель Минфина РФ поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители ОАО “Ленэнерго“ и Комитета финансов - доводы, приведенные в отзывах на жалобу. Представитель ЗАО “Петроэлектросбыт“ поддержал позицию истца.

Жилищный комитет, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в заседание кассационной инстанции не направил, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, ОАО “Ленэнерго“ в 2002 и 2003 годах предоставляло отдельным категориям граждан льготы по оплате электроэнергии, предусмотренные Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии
в 1957 году на производственном объединении “Маяк“ и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча“, Федеральным законом от 19.08.1995 N 149-ФЗ “О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне“, постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 “О распространении действия Закона РСФСР “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ на граждан из подразделений особого риска“, Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, Законом Российской Федерации от 15.01.1993 N 4301-1 “О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы“, Федеральным законом от 09.01.1997 N 5-ФЗ “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“, Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 “О реабилитации жертв политических репрессий“ и Законом Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142-1 “О донорстве крови и ее компонентов“.

В связи с предоставлением предусмотренных названными нормативно-правовыми актами льгот ОАО “Ленэнерго“ понесло расходы в сумме 347053675 руб. 85 коп. (включая НДС). Факт предоставления льгот и размер понесенных в связи с этим расходов установлены судами и подтверждаются материалами дела.

Суды, выявив недостаточность средств, выделенных федеральным бюджетом для компенсации расходов по предоставлению льгот, пришли к правомерному выводу о том, что убытки, причиненные истцу, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации. Оснований не согласиться с данным выводом не имеется.

Вместе с тем кассационная инстанция считает необоснованным включение в размер взыскиваемой суммы НДС в связи со следующим.

Пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) определены объекты налогообложения по НДС.

В соответствии с пунктом
2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Денежные средства, полученные из бюджетов различного уровня в связи с применением льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы по НДС не учитываются.

Поскольку частично неправильное применение судами норм материального права привело к неверному определению суммы, подлежащей взысканию, а суд кассационной инстанции лишен процессуальной возможности самостоятельно исчислить ее размер и принять новый судебный акт, решение от 14.08.2006 и постановление от 15.11.2006 подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду необходимо устранить допущенное нарушение, установить размер убытков, уменьшив их на сумму НДС, и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Кроме того, кассационная инстанция считает необходимым обратить внимание на разъяснение, данное в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“, согласно которому ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, а не орган исполнительной власти, как ошибочно полагали суды.

Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.08.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного
суда от 15.11.2006 по делу N А56-2673/2006 отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Председательствующий

ВЛАСОВА М.Г.

Судьи

МАТЛИНА Е.О.

РУДНИЦКИЙ Г.М.