Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.03.2007 по делу N А05-9601/2006-11 У таможни, не представившей доказательств, опровергающих достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных ООО в обоснование правомерности определения таможенной стоимости вывезенных обществом за пределы территории РФ товаров по цене сделки с вывозимыми товарами, отсутствовали основания для корректировки таможенной стоимости на основе информации о ценах внешнеторговых сделок с однородными товарами.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 марта 2007 года Дело N А05-9601/2006-11“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Бухарцева С.Н., Троицкой Н.В., при участии от Архангельской таможни Леоненко Д.В. (доверенность от 20.07.2005 N 3658), от общества с ограниченной ответственностью “Деловой мир“ Шадрина С.Е. (доверенность от 12.03.2007), рассмотрев 19.03.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Архангельской таможни на решение Арбитражного суда Архангельской области от 02.10.2006 (судья Шадрина Е.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2006 (судьи Чельцова Н.С., Виноградова Т.В., Осокина Н.Н.) по делу N А05-9601/2006-11,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Деловой мир“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный
суд Архангельской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконными действий Архангельской таможни (далее - таможня) “по корректировке таможенной стоимости товара, предъявленного к вывозу по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10203100/140706/0002011, выразившихся в принятии решения от 01.08.2006 по корректировке таможенной стоимости товара по данной ГТД и направлении требования от 01.08.2006 о предоставлении документов, подтверждающих уплату таможенных платежей в связи с корректировкой“.

Решением суда от 02.10.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.12.2006, заявление удовлетворено, оспариваемые действия таможни признаны незаконными.

В кассационной жалобе таможня просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение. По мнению подателя жалобы, оспариваемые действия по корректировке таможенной стоимости товара обусловлены проведенными мероприятиями таможенного контроля, выявившими признаки возможной недостоверности заявленных обществом сведений о таможенной стоимости товара. Корректировка проводилась таможенным органом в полном соответствии с действующим законодательством, исходя из требований о максимально возможной сопоставимости условий продажи. Таможня также считает неправомерным исключение из состава таможенной стоимости товара экспортной пошлины, уплаченной покупателем.

В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы жалобы, а представитель общества отклонил их.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела видно, что в июле 2006 года общество как отправитель и декларант подало в таможню ГТД N 10203100/140706/0002011 с целью оформления вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации товара (лом черных металлов, стальной, кусковой), следовавшего в адрес иностранного получателя - “Siberia Metals Ltd“ (Британские Виргинские острова) по внешнеэкономическому контракту от 12.04.2006 N DM-SML/06/06, базис поставки товара - FOB Архангельск (ИНКОТЕРМС 2000). Согласно разделу 3 контракта
экспортная пошлина не входит в цену товара и оплачивается покупателем отдельно до начала погрузки товара прямым банковским переводом в евро на счет таможни немедленно против инструкций продавца, переданных по телефаксу.

В ходе таможенного оформления декларант определил таможенную стоимость товара по ГТД в соответствии с первым методом (по цене сделки с ввозимыми товарами), представив в таможню необходимый комплект документов, содержащих сведения о цене товара.

Таможня не согласилась с заявленной обществом таможенной стоимостью товара и предложила декларанту подтвердить ее, представив дополнительные документы: бухгалтерские данные об оприходовании и списании с баланса вывозимых товаров; калькуляцию себестоимости вывозимых товаров; банковские платежные документы по оплате счетов-фактур; договоры и платежно-расчетные документы с третьими лицами; счет-фактуру; документы, подтверждающие виды и суммы уплаченных налогов по экспортируемому товару за отчетный период.

По результатам анализа дополнительно представленных обществом документов таможенный орган сделал вывод, что заявленные сведения о таможенной стоимости товара могут являться недостоверными, и 01.08.2006 принял решение о корректировке таможенной стоимости товара, определив ее на основе информации о ценах сделок с однородными товарами (ГТД N 10207050/280606/0002635). Корректировка повлекла увеличение подлежащих уплате таможенных платежей на 239404 руб. 95 коп., в связи с чем таможня также направила обществу требование от 01.08.2006 о предоставлении документов, подтверждающих уплату данной суммы (том дела I, листы 31 - 35).

Считая действия таможни по корректировке таможенной стоимости товара незаконными, общество обратилось в арбитражный суд.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, кассационная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Согласно пункту 2 Порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1461 (далее - Порядок),
таможенная стоимость вывозимых товаров определяется на основе цены сделки, то есть цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт. В таможенную стоимость вывозимых товаров также включаются определенные расходы, понесенные покупателем, но не включенные в фактически уплаченную или подлежащую уплате цену сделки: в частности, налоги (за исключением таможенных платежей, уплаченных при заявлении таможенной стоимости), взимаемые на таможенной территории Российской Федерации, если в соответствии с налоговым законодательством или международными договорами Российской Федерации они не подлежат компенсации продавцу при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации (подпункт “ж“ пункта 2 Порядка).

Исчерпывающий перечень случаев, при которых таможенная стоимость не может быть определена на основе цены сделки с вывозимыми товарами, содержится в пункте 2.2 Правил применения порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации (Приложение к Приказу Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 27.08.1997 N 522; далее - Правила).

По смыслу статьи 323 ТК РФ в ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимостей товаров. В связи с этим таможня обязана опровергнуть, при необходимости, сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной стоимости товаров стоимости, заявленной им в таможенных целях. Декларант же не обязан, а вправе доказать достоверность сведений (пункт 4 статьи 323 ТК РФ).

Предусмотренные в статье 367 ТК РФ полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.

Таким образом, обязанность декларанта представлять по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при
наличии признаков недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости. Таможенный орган обязан доказать наличие таких признаков в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункты 2, 3, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 “О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров“).

Вывод суда первой инстанции об отсутствии у таможни оснований для корректировки таможенной стоимости вывезенного обществом товара согласуется с пунктом 2.2 Правил и подтверждается материалами дела. Таможенный орган, не обосновав должным образом невозможность определения таможенной стоимости по цене сделки с вывозимыми товарами, определил ее на основе информации о ценах внешнеторговых сделок с однородными товарами. В то же время декларант представил в таможню необходимый комплект документов, предусмотренных статьей 131 ТК РФ и пунктом 1.6 Правил. При этом таможня не опровергла достоверность содержащихся в этих документах сведений и не установила зависимость цены сделки от имеющих правовое значение условий (пункт 2.2 Правил).

В данном случае не может быть принят во внимание и довод таможни, связанный с необоснованным исключением декларантом из таможенной стоимости вывозимого товара сумм таможенных платежей, уплаченных покупателем. По смыслу подпункта “ж“ пункта 2 Порядка эти суммы не могут считаться увеличивающими таможенную стоимость вывозимого товара. Если же таможня, установив факт такой уплаты, иначе истолковала соответствующую норму права, она должна была включить указанные суммы в состав таможенной стоимости, а не определять ее на основании имеющейся в распоряжении таможенного органа информации о ценах сделок с однородными товарами.

Учитывая изложенное,
кассационная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 02.10.2006 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2006 по делу N А05-9601/2006-11 оставить без изменения, а кассационную жалобу Архангельской таможни - без удовлетворения.

Председательствующий

ПОДВАЛЬНЫЙ И.О.

Судьи

БУХАРЦЕВ С.Н.

ТРОИЦКАЯ Н.В.