Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.03.2007 по делу N А56-9949/2006 Суд признал недействительным решение ИФНС об отказе ООО в возмещении НДС, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, обоснованно отклонив довод инспекции о неправомерном предъявлении сумм налога к вычету, поскольку представленные обществом документы (счета-фактуры, договоры, платежные поручения) свидетельствуют о фактическом совершении сделок, которые являются экономически оправданными, документально подтвержденными и направленными на извлечение дохода.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 марта 2007 года Дело N А56-9949/2006“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Ломакина С.А., Малышевой Н.Н., при участии от общества с ограниченной ответственностью “Рубикон“ Мицко Н.В. (доверенность от 29.09.06) N 27, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области Баранова А.М. (доверенность от 03.10.06 N 03-06/9019), рассмотрев 13.03.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.07.06 (судья Градусов А.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.06 (судьи Масенкова
И.В., Згурская М.Л., Семиглазов В.А.) по делу N А56-9949/2006,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Рубикон“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области (далее - Инспекция N 10) от 04.08.05 N 904 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС), требования об уплате налога от 17.08.05 N 46639 и решения от 09.09.05 N 1739 о приостановлении операций по счетам.

Решением суда от 07.07.06 требования Общества удовлетворены.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.06 решение суда от 07.07.06 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального права. По мнению налогового органа, Общество является недобросовестным налогоплательщиком, о чем свидетельствуют следующие обстоятельства: инопартнер Общества - фирма “MONDO INVESTMENT LTD Co.“, зарегистрированная в штате Вермонт (США), согласно информации, содержащейся в базе данных о регистрации субъектов права иностранных государств, является “почтовым ящиком“, которая не состоит на федеральном налоговом учете и не платит налоги Ф.И.О. является вариантом ухода от налогообложения; срок действия договора с покупателем ООО “Строймашкомплект“ закончился 31.12.03. Документов, подтверждающих продление срока договора, Общество в ходе проведения камеральной налоговой проверки не представило, но отгрузку товара производило. Кроме того, в ходе проведения встречной проверки ООО “Строймашкомплект“ установлено, что данная организация по адресу, указанному в учредительных документах, не находится. В налоговом органе, где состоит на налоговом учете ООО “Строймашкомплект“, значится только руководитель - Логинов Андрей Алексеевич.

Общество в нарушение приказа Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 21.07.03 N
806 “Об утверждении инструкции о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации)“ представило копии всех грузовых таможенных деклараций (далее - ГТД), которые не содержат отметку “ввоз подтвержден“; Общество не имеет автотранспортных средств, складов для хранения товаров, отсутствуют договоры на перевозку товаров иными организациями; деятельность Общества не направлена на получение прибыли.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, Общество осуществляло ввоз товара на территорию Российской Федерации согласно контрактам от 01.09.03 N 193 и от 22.09.03 N 2293, заключенным с фирмой “MONDO INVESTMENT LTD Co.“, США.

Общество представило в Инспекцию декларацию по НДС по ставке 0 процентов за апрель 2005 года с приложением документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), для подтверждения права на вычеты в сумме 1643133 руб., в том числе НДС, уплаченный на таможне, в сумме 1640913 руб. Начисленная к возмещению сумма НДС составила 4277 руб.

Инспекция провела камеральную проверку представленной Обществом налоговой декларации.

По результатам проверки принято решение от 04.08.2005 N 904 о привлечении Общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 328182 руб. 60 коп., также данным решением Обществу предложено уплатить в срок, указанный в требовании, НДС в сумме 1640916 руб. и пени в сумме 49884 руб. 12 коп. за несвоевременную уплату налога. Неисполнение требования в установленный в нем срок явилось
основанием для вынесения 09.09.05 решения N 1739 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.

Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось в арбитражный суд.

Суды первой и апелляционной инстанций признали необоснованным вывод инспекции о недобросовестности налогоплательщика и удовлетворили требования заявителя, признав, что налоговым органом не доказано нарушение обществом положений главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Суды, удовлетворяя требования общества, правомерно исходили из следующего.

В соответствии со статьей 171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму НДС, исчисленную за налоговый период, на налоговые вычеты.

Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении: товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 названного Кодекса. Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на
таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 названного Кодекса, и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, налогоплательщик вправе предъявить к вычету суммы НДС, уплаченные им на таможне при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, при условии что указанные товары приобретены для осуществления деятельности, облагаемой НДС, или для перепродажи и у налогоплательщика имеются документы, подтверждающие уплату сумм налога на таможне, а также принятие товаров на учет.

Из этих норм также следует, что налогоплательщик, импортировавший товары на территорию Российской Федерации, для обоснования права на вычет и возмещение сумм НДС, уплаченных третьими лицами при оформлении выпуска этих товаров в свободное обращение, должен представить документы, подтверждающие не только факт уплаты таможенных платежей и в их составе сумм НДС, но и доказательства реально понесенных этим налогоплательщиком затрат на оплату сумм налога. Следовательно, налогоплательщик, претендующий на налоговые вычеты, обязан представить налоговому органу документы, свидетельствующие о реальном несении им затрат на оплату сумм налога, перечисленных третьими лицами, покупателями товара.

При ввозе товаров, приобретенных по контрактам от 22.09.03 N 2293 и от 01.09.03 N 193, заключенным с фирмой “MONDO INVESTMENT LTD Co.“, США, на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребления Общество в составе таможенных платежей произвело уплату НДС в суммах, отраженных в представленной налоговому органу налоговой декларации по НДС за апрель 2005 года.

Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и уплата Обществом сумм налога таможенным органам при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации подтверждены ГТД с соответствующими отметками таможни и чеками ЭКСИ-Банка
о перечислении Обществу денежных средств на счет Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации для Санкт-Петербургской таможни. Списание таможенных платежей по конкретным ГТД подтверждено таможней.

Наличие в ГТД отметок Санкт-Петербургской таможни “Выпуск разрешен“ и подтверждение Обществом уплаты НДС в заявленной сумме в составе таможенных платежей, что не оспаривается Инспекцией, позволяет сделать вывод о ввозе товаров по этим ГТД на таможенную территорию Российской Федерации.

Довод Инспекции о том, что иностранная фирма “MONDO INVESTMENT LTD Co.“, США, не зарегистрирована в качестве юридического лица и не осуществляет деятельности, не соответствует материалам дела.

Согласно представленным документам названная фирма зарегистрирована в штате Вермонт (США). Особенности хозяйственной деятельности инопартнера не лишают российского налогоплательщика права на возмещение налога на добавленную стоимость в установленном законом порядке.

Представленные заявителем документы (счета-фактуры, договоры, платежные поручения) свидетельствуют о фактическом совершении сделок, которые являются экономически оправданными, документально подтвержденными и направленными на извлечение дохода.

В пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.06 N 53 “Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды“ указано, что при отсутствии доказательств совершения налогоплательщиком и его контрагентами согласованных умышленных действий, направленных на неправомерное создание оснований для возмещения налога из бюджета, эти обстоятельства не могут свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика.

В силу пункта 7 статьи 3 НК РФ в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика, поэтому обязанность доказывать недобросовестность налогоплательщиков в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, возложена на налоговые органы.

Налоговым органом не доказано, что обстоятельства, на которые ссылается Инспекция, в совокупности и взаимосвязи свидетельствуют о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Суды дали оценку всем доводам Инспекции, подтверждающим, по ее
мнению, недобросовестность налогоплательщика, и обоснованно их отклонили.

Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне. Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций относительно установленных ими обстоятельств дела, что согласно статьям 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию кассационной инстанции.

При таких обстоятельствах кассационная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции и отмены судебных актов.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.07.06 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.06 по делу N А56-9949/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

БЛИНОВА Л.В.

Судьи

ЛОМАКИН С.А.

МАЛЫШЕВА Н.Н.