Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.01.2007 по делу N А56-20067/2006 При новом рассмотрении дела о признании недействительным отказа Федеральной службы по финансовым рынкам в государственной регистрации выпуска акций ЗАО суду необходимо учесть, что согласно договору о создании общества его уставный капитал на момент учреждения оплачен на 100%, следовательно, указание в отчете об итогах выпуска акций общей суммы имущества, подлежащей внесению в оплату размещенных акций в соответствии с договором о создании ЗАО, свидетельствует о внесении в данный отчет недостоверных сведений.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 января 2007 года Дело N А56-20067/2006“
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сосниной О.Г., судей Кирейковой Г.Г. и Кустова А.А., при участии от ЗАО “СКиП“ Ногальской С.Ф. (доверенность от 10.02.2006), от РО ФСФР России в СЗФО Дмитриева С.И. (доверенность от 09.01.2007), рассмотрев 24.01.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.09.2006 по делу N А56-20067/2006 (судья Лавриненко Т.Е.),
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество “Сопровождение корпоративных и инвестиционных проектов“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг на основании приказа Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (далее - РО ФСФР) от 26.02.2006 N 148 ПЗИ и об обязании РО ФСФР осуществить государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг на основании представленных Обществом документов.
Решением от 18.09.2006 заявление Общества полностью удовлетворено. Отказ в государственной регистрации выпуска ценных бумаг Общества на основании приказа РО ФСФР от 26.02.2006 N 148 ПЗИ признан незаконным. Суд обязал РО ФСФР произвести регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг Общества на основании документов, представленных заявителем на государственную регистрацию, в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе РО ФСФР просит отменить принятое по делу решение и отказать в удовлетворении требований Общества, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствами. По мнению подателя жалобы, обжалуемое решение принято судом без учета положений, установленных пунктами 2.4.2, 3.1.2, 3.2.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 16.03.2005 N 05-4/пз-н (далее - Стандарты).
В судебном заседании представитель РО ФСФР поддержал кассационную жалобу и подтвердил изложенные в ней доводы. Представитель Общества просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, запись о создании Общества внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 17.05.2004.
Согласно уставу Общества (с учетом изменений, зарегистрированных 22.06.2004), его уставный капитал составляется из номинальной стоимости акций Общества, приобретенных акционерами. Уставный капитал составляет 5400000 руб. и разделен на 54000 штук обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 100 руб. каждая. Акции Общества распределяются только среди его учредителей и лиц, определенных настоящим уставом.
Как видно из договора от 22.04.2004 о создании Общества (с учетом дополнительного соглашения от 24.04.2004), на дату учреждения Общества его акции полностью распределены среди учредителей, которые “в момент учреждения Общества оплачивают Уставный капитал на 100%“. Оплата акций, распределенных среди учредителей Общества при его создании, может осуществляться денежными средствами и вещами, имеющими денежную оценку.
Совет директоров Общества 25.11.2005 утвердил решение о выпуске и отчет об итогах выпуска акций Общества (акции обыкновенные именные бездокументарные, в количестве 54000 штук, номинальной стоимостью 100 руб. каждая, способ размещения акций - распределение акций среди учредителей акционерного общества), а также поручил генеральному директору Общества подписать тексты утвержденных решения и отчета и представить в РО ФСФР документы, необходимые для государственной регистрации выпуска указанных ценных бумаг.
Общество 14.12.2005 направило в РО ФСФР заявление на государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг от 12.12.2005 с приложением комплекта документов согласно описи (лист дела 40).
Письмом от 26.01.2006 N 5-18/ИЛ-329 РО ФСФР уведомило Общество о приостановлении рассмотрения его заявления на срок до 25.02.2006 в связи с выявлением в представленных документах и содержащихся в них сведениях несоответствий требованиям законодательства Российской Федерации и нормативным документам, регулирующим эмиссию ценных бумаг (приложение N 1 к указанному уведомлению).
В письме от 09.02.2006 исх. N 365 Общество признало обоснованность замечаний РО ФСФР, изложенных в пунктах 1, 3 приложения N 1 к уведомлению от 26.01.2006 N 5-18/ИЛ-329, и выразило несогласие с пунктом 2 указанного приложения N 1. Исправленные документы вместе с дополнительными направлены Обществом в адрес РО ФСФР 13.02.2006.
Письмом от 26.02.2006 N 4/4 РО ФСФР уведомило Общество об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг на основании приказа РО ФСФР от 26.02.2006 N 148 ПЗИ в связи со следующим:
- нарушено требование пункта 2.4.2 Стандартов, поскольку “заявление на государственную регистрацию решения о выпуске ценных бумаг и отчета об итогах выпуска не соответствует требованиям приложения N 1(2) к Стандартам, так как не указано соответствующее решение о размещении акций“;
- “данные п. 8д) отчета об итогах выпуска ценных бумаг содержат недостоверные сведения об общей сумме имущества, подлежащего внесению в оплату ценных бумаг“.
Считая, что представленные в РО ФСФР документы и содержащиеся в них сведения соответствовали требованиям законодательства о рынке ценных бумаг, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований Общество ссылается на статьи 20, 21 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг“ (далее - Закон о рынке ценных бумаг), пункты 2.4.2, 2.6.4, 2.4.13, 2.4.16 Стандартов.
Возражая против удовлетворения заявления, РО ФСФР ссылается на пункт 3.1.2 Стандартов, а также на факт указания Обществом недостоверных сведений в подпункте “д“ пункта 8 отчета об итогах выпуска ценных бумаг.
Удовлетворяя заявление Общества в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности его требований. Возражения РО ФСФР суд признал несостоятельными.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон и обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не может согласиться с принятым по делу решением и считает его не соответствующим требованиям закона, а также недостаточно обоснованным и вынесенным по неполно исследованным обстоятельствам.
В соответствии со статьей 21 Закона о рынке ценных бумаг в редакции, действовавшей на момент принятия РО ФСФР рассматриваемого решения, основаниями для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспекта ценных бумаг являлись, в частности:
- нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах;
- несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям настоящего Федерального закона и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В силу пункта 2.4.16 Стандартов решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг может быть принято регистрирующим органом в случае несоответствия документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям Закона о рынке ценных бумаг, настоящих Стандартов и иных нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
При учреждении акционерного общества государственная регистрация выпуска акций и государственная регистрация отчета об итогах выпуска акций осуществляются одновременно (пункт 3.2.1 Стандартов).
В соответствии с пунктом 2.4.2 Стандартов в этом случае в регистрирующий орган представляется, в частности, заявление, которое должно быть составлено по форме согласно Приложению 1(2) к настоящим Стандартам.
Как видно из указанного Приложения, в данном заявлении должно быть указано соответствующее решение о размещении ценных бумаг.
Согласно пункту 3.1.2 Стандартов размещение акций при учреждении акционерного общества осуществляется на основании решения об учреждении этого акционерного общества и, в случае его учреждения двумя и более лицами, в соответствии с договором о его создании.
Как установлено пунктом 3.2.4 Стандартов, в случае учреждения акционерного общества двумя и более лицами, для государственной регистрации выпуска акций и отчета об итогах выпуска акций, размещенных при учреждении акционерного общества, в регистрирующий орган дополнительно представляется копия договора с создании акционерного общества - эмитента.
С учетом изложенного следует признать, что решение Совета директоров Общества от 25.11.2005, указанное в заявлении на государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг от 12.12.2005 (лист дела 15), не является решением о размещении акций Общества. Кроме того, как видно из текста протокола заседания Совета директоров Общества от 25.11.2005 (листы дела 9 - 11), такое решение на данном заседании не принималось.
Согласно пункту 2.6.9 Стандартов решение об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг может быть принято регистрирующим органом в случае внесения в отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).
В соответствии с пунктом 2.6.4 Стандартов для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в регистрирующий орган представляется, в частности, отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, который должен быть составлен по форме согласно Приложению 8 к настоящим Стандартам.
Как видно из подпункта “д“ пункта 8 указанного Приложения, в отчете об итогах выпуска акций, размещенных при учреждении акционерного общества, указывается общая сумма (стоимость) имущества в рублях (в том числе денежные средства в рублях, сумма иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации на момент оплаты и стоимость иного имущества (материальных и нематериальных активов), подлежащая внесению в оплату размещенных акций в соответствии с договором (решением) о создании акционерного общества (в случае размещения акций при учреждении акционерного общества).
Согласно договору от 22.04.2004 о создании Общества его уставный капитал на момент учреждения оплачен на 100%. Следовательно, указание Обществом в подпункте “д“ пункта 8 отчета об итогах выпуска акций общей суммы (стоимости) имущества, подлежащей внесению в оплату размещенных акций в соответствии с договором (решением) о создании акционерного общества, свидетельствует о внесении в данный отчет сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).
При таких обстоятельствах принятое по делу решение нельзя считать законным и обоснованным, оно подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное выше, вынести судебный акт с соблюдением норм материального и процессуального права, а также надлежит распределить между сторонами судебные расходы по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.09.2006 по делу N А56-20067/2006 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий
СОСНИНА О.Г.
Судьи
КИРЕЙКОВА Г.Г.
КУСТОВ А.А.