Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.01.2007 по делу N А56-10667/2006 Отказ ИФНС возместить обществу НДС по операциям, связанным с реализацией на экспорт изделий из сплава недрагоценных металлов, обоснованный непредставлением обществом транспортных и товаросопроводительных документов, признан судом незаконным, поскольку вывоз продукции производился воздушным транспортом ручной кладью и в данном случае транспортными и товаросопроводительными документами являются пассажирский билет и багажная квитанция.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 января 2007 года Дело N А56-10667/2006“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Боглачевой Е.В., Самсоновой Л.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью “ЭДЕЛЬВЕЙС“ Мельниковой Т.К. (доверенность от 25.10.2006), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области Поневежской Н.С. (доверенность от 09.01.2007 N 04-23/39), рассмотрев 24.01.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.06.2006 (судья Исаева И.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2006 (судьи Згурская М.Л., Семиглазов В.А., Фокина
Е.А.) по делу N А56-10667/2006,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “ЭДЕЛЬВЕЙС“ (далее - ООО “ЭДЕЛЬВЕЙС“, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - инспекция) от 20.01.2006 N 41/9 об отказе обществу в возмещении 4315119 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за сентябрь 2005 года и обязании инспекции возместить указанную сумму налога путем возврата на расчетный счет общества.

Решением суда от 27.06.2006 требования ООО “ЭДЕЛЬВЕЙС“ удовлетворены.

Постановлением апелляционного суда от 09.10.2006 решение суда от 27.06.2006 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами подпункта 4 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит отменить принятые по делу судебные акты. Податель жалобы считает, что общество не подтвердило правомерность применения ставки 0 процентов по НДС, так как в нарушение положений подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ вместе с пассажирским билетом и багажной квитанцией не представило копию международной авиационной грузовой накладной. Кроме того, ООО “ЭДЕЛЬВЕЙС“ только в ходе судебного рассмотрения дела представило доказательства соответствия номера рейса, указанного в грузовой таможенной декларации (далее - ГТД), номеру рейса, указанному в пассажирском билете и багажной квитанции.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить ее без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.

В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель ООО “ЭДЕЛЬВЕЙС“ просил отказать в ее удовлетворении.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, общество представило в инспекцию декларацию по
НДС по ставке 0 процентов за сентябрь 2005 года и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ. В декларации ООО “ЭДЕЛЬВЕЙС“ заявило 4315119 руб. налога к вычету. В письме от 20.01.2006 N 20-01/1 общество просило инспекцию вернуть указанную сумму на его расчетный счет.

По результатам камеральной проверки налоговый орган принял решение от 20.01.2006 N 41/9 об отказе ООО “ЭДЕЛЬВЕЙС“ в возмещении 4315119 руб. налога.

Основанием для принятия такого решения послужило то, что в нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ общество не представило копию международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории Российской Федерации. При этом налоговый орган не признал в качестве транспортных и товаросопроводительных документов пассажирский билет и багажную квитанцию, представленные обществом. Кроме того, в ГТД N 10221010/280905/0018249 указан номер рейса 236, а в пассажирском билете и багажной квитанции - 245.

ООО “ЭДЕЛЬВЕЙС“, считая решение инспекции незаконным, обжаловало его в арбитражный суд.

Суды удовлетворили требования общества исходя из того, что в силу пункта 1 статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) и Правил международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, утвержденных приказом Министерства гражданской авиации СССР от 03.01.1986 N 1/И и действующих в части, не противоречащей Воздушному кодексу Российской Федерации (далее - Правила), международная авиационная грузовая накладная оформляется при заключении договора международной воздушной перевозки груза. Поскольку общество не заключало указанный договор, транспортными и товаросопроводительными документами в данном случае являются пассажирский билет и багажная квитанция.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.

В
соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

В пункте 1 статьи 165 НК РФ приведен перечень документов, подтверждающих обоснованность применения налогоплательщиком ставки НДС 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ в этот перечень включены копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Налогоплательщик может представить любой из перечисленных документов с учетом установленных этой нормой особенностей. В частности, при вывозе товаров в режиме экспорта воздушным транспортом предусмотрено представление копии международной авиационной грузовой накладной с указанием аэропорта разгрузки, находящегося за пределами таможенной территории Российской Федерации.

Суды установили и материалами дела подтверждается, что по контракту от 12.09.2005 N 17 с фирмой “BRITTING SYSTEMS INC“ (Британские Виргинские Острова) общество осуществляло реализацию изделий из сплава недрагоценных металлов со вставками из стекла. Поставка товара производилась на условиях CPT - Франкфурт-на-Майне (Германия) в соответствии с требованиями INCOTERMS-2000, воздушным транспортом, ручной кладью.

В решении от 20.01.2006 N 41/9 инспекция указала, что товар в таможенном режиме экспорта вывезен через Пулковскую таможню по ГТД N 10221010/280905/0018249.

Таким образом, фактическое перемещение товара за пределы таможенной территории Российской Федерации инспекция не оспаривает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 105 ВК РФ договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяются соответственно билетом,
багажной квитанцией, грузовой или почтовой накладной.

Согласно Правилам груз - это имущество, перевозимое или принятое к перевозке на воздушных судах согласно грузовой накладной, а грузовая накладная - перевозочный документ, удостоверяющий заключение договора и условия международной воздушной перевозки груза, а также принятие перевозчиком груза от отправителя.

Суды установили и инспекция не оспаривает, что ООО “ЭДЕЛЬВЕЙС“ не заключало договор перевозки воздушным транспортом спорного груза, в связи с чем у него отсутствует международная авиационная грузовая накладная.

При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что требование инспекции о представлении обществом международной авиационной грузовой накладной в обоснование применения ставки НДС 0 процентов является неправомерным.

В Постановлении от 14.07.2003 N 12-П Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что для реализации предусмотренного пунктом 1 статьи 164 НК РФ права на применение ставки НДС 0 процентов налогоплательщик может представить для подтверждения вывоза товаров за пределы территории Российской Федерации наряду с другими обязательными документами вместо документа, подтверждающего заключение договора перевозки, иные транспортные, товаросопроводительные документы, содержащие такую же информацию и относящиеся к системе накладных.

По настоящему делу в подтверждение вывоза товара за пределы Российской Федерации воздушным транспортом ручной кладью налогоплательщик представил копии пассажирского билета и багажной квитанции.

Из Правил следует, что багажом являются вещи пассажира, перевозимые на воздушном судне по соглашению с перевозчиком. Под термином “багаж“ понимается как зарегистрированный, так и незарегистрированный багаж. Зарегистрированным багажом является багаж пассажира, принятый перевозчиком к перевозке под свою ответственность за его сохранность, на который он выдал багажную квитанцию и багажную бирку.

Копии багажных бирок в деле имеются.

Согласно пункту 9.6.1 Правил во время приема багажа к перевозке перевозчик обязан указать в
билете количество мест и массу зарегистрированного багажа, что считается выдачей багажной квитанции пассажиру.

Таким образом, в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 14.07.2003 N 12-П, при отсутствии договора перевозки груза воздушным транспортом представленные обществом в инспекцию копии пассажирского билета и багажной квитанции свидетельствуют о соблюдении им требований подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ.

Представление обществом иных документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, инспекция не оспаривает.

При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что ООО “ЭДЕЛЬВЕЙС“ подтвердило правомерность применения ставки НДС 0 процентов и налоговых вычетов в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации.

Довод инспекции о том, что письмо Пулковской таможни о допущенной технической ошибке при указании номера рейса в ГТД N 10221010/280905/0018249 общество представило только в ходе судебного рассмотрения настоящего дела, не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обязан исследовать и оценить представляемые сторонами по делу доказательства.

Кроме того, выявив в представленных обществом документах противоречия в указании номера рейса, инспекция не воспользовалась полномочиями, предоставленными налоговым органам статьей 88 НК РФ, и не истребовала у общества дополнительные документы.

Поскольку дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.06.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2006 по делу N
А56-10667/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

КОРАБУХИНА Л.И.

Судьи

БОГЛАЧЕВА Е.В.

САМСОНОВА Л.А.