Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.11.2007 по делу N А39-214/2007 Отказ в осуществлении государственной регистрации права оперативного управления на объекты недвижимого имущества является незаконным, так как право собственности субъекта РФ на спорные объекты и право оперативного управления возникли до введения в действие Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и так как регистратор при возникших сомнениях в наличии оснований для регистрации права не исполнил обязанность по получению дополнительных сведений.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 ноября 2007 г. по делу N А39-214/2007

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Князевой Г.А.,

судей Бабаева С.В., Поповой Г.Г.

при участии представителя

от заинтересованного лица: Петрунина А.Н. (доверенность от 09.01.2007 N 1)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица -

Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия

на решение от 20.03.2007 Арбитражного суда Республики Мордовия и

на постановление от 27.08.2007 Первого арбитражного апелляционного суда

по делу N А39-214/2007,

принятые судьями Евдокимовой Н.А.,

Захаровой Т.А., Москвичевой Т.В., Урлековым В.Н.,

по заявлению государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения “Старошайговский дом-интернат для престарелых и инвалидов“

о признании незаконным отказа в государственной регистрации права,

третье лицо -
Государственный комитет имущественных и земельных отношений Республики Мордовия,

и

установил:

государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения “Старошайговский дом-интернат для престарелых и инвалидов“ (далее - Интернат, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконными сообщений от 18.12.2006 Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия (далее - Регистрационная служба, УФРС) об отказе в государственной регистрации права оперативного управления на административное здание, здание Интерната, гаража со складскими помещениями, двух конюшен, бани, прачки, расположенных по адресу: Республика Мордовия, Старошайговский район, село Старое Шайгово, улица Больничная, дом 60ж, и обязании провести государственную регистрацию упомянутого права в отношении объектов недвижимого имущества.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Государственный комитет имущественных и земельных отношений Республики Мордовия (далее - Госкомимущество).

Заявленное требование основано на статьях 4, 6 и 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее - Закон о госрегистрации) и мотивировано тем, что отказ в регистрации права осуществлен неправомерно. Право собственности Республики Мордовия на спорные объекты и право оперативного управления Интерната возникли до введения в действие упомянутого Закона, поэтому необходимость в регистрации права собственности Республики Мордовия при регистрации права оперативного управления отсутствовала.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель уточнил требования и отказался от обжалования отказа в регистрации права в отношении административного здания и здания гаража со складскими помещениями.

Решением от 20.03.2007 Арбитражного суда Республики Мордовия, оставленным без изменения постановлением от 27.08.2007 Первого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены в части признания незаконным
отказа в государственной регистрации права оперативного управления Учреждения на здания Интерната, бани, прачки и двух конюшен, расположенные по адресу: Республика Мордовия, Старошайговский район, село Старое Шайгово, улица Больничная, дом 60ж. На УФРС возложена обязанность по осуществлению государственной регистрации права оперативного управления на указанные объекты недвижимости. В остальной части производство по делу прекращено. Обе судебные инстанции исходили из того, что решения об отказе в осуществлении государственной регистрации права оперативного управления на недвижимое имущество не соответствовали требованиям действующего законодательства и нарушили право Интерната на пользование и распоряжение недвижимостью.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Регистрационная служба обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Мордовия и постановление Первого арбитражного апелляционного суда в связи с неправильным применением норм материального права.

Основной довод подателя жалобы сводится к тому, что в рассматриваемой ситуации государственная регистрация права собственности публичного образования (Республики Мордовия) являлась обязательной, поскольку право оперативного управления возникло после вступления в силу Закона о госрегистрации. Спорные объекты недвижимого имущества возведены в 1992 - 1994 годах, однако право оперативного управления Интерната основано на приказе Госкомимущества, изданном в 2006 году.

Интернат и Госкомимущество в отзывах на кассационную жалобу указали на правильность принятых по делу судебных актов и пояснили, что упомянутый приказ только подтверждал право оперативного управления, возникшее на основании договора от 26.12.1995 о закреплении за государственным учреждением государственного имущества на праве оперативного управления.

В судебном заседании представитель УФРС поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства Интернат и Госкомимущество не обеспечили явку представителей в третью
инстанцию.

Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и заслушав представителя УФРС, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Из имеющихся документов следует и суд установил, что Учреждение обратилось в Регистрационную службу с заявлением о регистрации права оперативного управления на здание Интерната, двух конюшен, бани, прачечной, расположенных по адресу: Республика Мордовия, Старошайговский район, село Старое Шайгово, улица Больничная, дом 60ж.

Все объекты построены в 1992 - 1994 годах. Интернат создан на основании постановления Совета Министров Мордовской ССР от 24.12.1991 N 430 и зарегистрирован как государственное учреждение постановлением администрации Старошайговского района от 30.12.1995 N 288. Госкомимущество и Интернат 26.12.1995 подписали договор о закреплении за государственным учреждением государственного имущества на праве оперативного управления.

В качестве правоустанавливающих документов Интернат представил в УФРС приказ Госкомимущества от 18.04.2006 N 84-У о закреплении за Учреждением на праве оперативного управления имущества, находящегося на его балансе, акт приема-передачи имущества и выписки из реестра государственного имущества Республики Мордовия.

Регистрационная служба сообщениями от 18.12.2006 N 13-04/6212 - 6215 и 6217 отказала в осуществлении регистрации, указав, что отсутствуют документ, подтверждающий наличие права собственности Республики Мордовия на спорные объекты, и государственная регистрация такого права.

Посчитав данный отказ не соответствующим действующему закону и нарушающим права и охраняемые законом интересы Интерната, Учреждение обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Республики Мордовия.

Согласно статье 6 Закона о госрегистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Закона, признаются юридически действительными
при отсутствии их государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Согласно пункту 20 постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2006 N 710 “О внесении изменений в Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ при государственной регистрации права хозяйственного ведения или права оперативного управления на объект недвижимого имущества, находящийся в государственной или муниципальной собственности, в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав записи о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на это объект в графе “Особые отметки регистратора“ пишется слово “собственник“ и указывается наименование собственника недвижимости.

Право собственности Республики Мордовия на спорные объекты, как и право оперативного управления Интерната на эти объекты, возникли до введения в действие Закона о госрегистрации.

При правовой экспертизе документов, которая на основании статьи 13 Закона о госрегистрации является одним из этапов проведения государственной регистрации, регистратор, как правильно указал суд, не мог не увидеть, что, согласно данным технических паспортов, все спорные объекты недвижимости введены в эксплуатацию в период с 1992 по 1994 годы.

В силу статьи 19 упомянутого Закона при возникновении сомнений в наличии оснований для регистрации права (в данном случае в связи с представлением приказа Госкомимущества от 18.04.2006 N 84-У) Регистрационная служба обязана была принять необходимые меры по получению дополнительных сведений.

Неисполнение регистратором установленной Законом обязанности привело к незаконному отказу в осуществлении государственной регистрации права оперативного управления на объекты недвижимого имущества. Факт непринятия регистратором необходимых мер подтверждается протоколом судебного заседания от 13 - 20.03.2007, который не обжалован заинтересованным лицом.

Возражения УФРС рассмотрены и признаны несостоятельными, поскольку в данной ситуации необходимость в предварительной
регистрации права собственности Республики Мордовия отсутствовала в силу статьи 6 Закона о госрегистрации.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.

Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции и Первым арбитражным апелляционным судом не допущено.

В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение от 20.03.2007 Арбитражного суда Республики Мордовия и постановление от 27.08.2007 Первого арбитражного апелляционного суда по делу N А39-214/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Г.А.КНЯЗЕВА

Судьи

С.В.БАБАЕВ

Г.Г.ПОПОВА