Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.11.2007 по делу N А82-16381/2006-20 Пени по налогу не могут быть взысканы с налогоплательщика, если налоговым органом утрачена возможность принудительного взыскания самой суммы налога.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 ноября 2007 г. по делу N А82-16381/2006-20

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шутиковой Т.В.,

судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.

при участии представителей

от заявителя: Хазипова А.С. (доверенность от 06.11.2007 N 10/1190),

Смирновой Т.А. (доверенность от 17.05.2007 N 15-40),

от заинтересованного лица:

Чернова А.С. (доверенность от 04.10.2007 N ВЗ-05-12/26753)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 02.07.2007

по делу N А82-16381/2006-20,

принятое судьей Коробовой Н.Н.,

по заявлению открытого акционерного общества “Ярославский радиозавод“

о признании недействительным требования от 17.11.2006 N 8708 и незаконными решений от 28.11.2006 N 3000 и 3001 Межрайонной инспекции
Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области

и

установил:

открытое акционерное общество “Ярославский радиозавод“ (далее - ОАО “Ярославский радиозавод“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным требования от 17.11.2006 N 8708 и незаконными решений о взыскании налогов, сборов, пеней за счет денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банках от 28.11.2006 N 3000 и 3001 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области (далее - Инспекция, налоговый орган).

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 02.07.2007 (с учетом определения об исправлении опечатки от 16.07.2007) заявленное требование удовлетворено частично. Признаны недействительным требование от 17.11.2006 N 8708 и незаконными решения о взыскании налогов, сборов, пеней за счет денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банках от 28.11.2006 N 3000, 3001 в части взыскания с ОАО “Ярославский радиозавод“ пеней по страховым взносам, зачисляемым в Фонд занятости населения Российской Федерации в сумме 508697 рублей 36 копеек, в Пенсионный фонд Российской Федерации - в сумме 10278826 рублей 99 копеек, в Фонд социального страхования - в сумме 1215172 рублей 47 копеек, в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - в сумме 1926911 рублей 72 копеек. В остальной части заявленных требований отказано.

В апелляционном суде дело не рассматривалось.

Инспекция не согласилась с принятым судебным актом в части удовлетворения заявленного требования и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суд неправильно применил пункт 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации и необоснованно не применил пункт 2 названной статьи. По его мнению, суд сделал ошибочный вывод о нарушении срока для взыскания пеней, поскольку в Налоговом
кодексе Российской Федерации не закреплены сроки уплаты пеней за несвоевременное перечисление налога. Инспекция полагает, что положения пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации не распространяются на направление требования об уплате пеней.

В судебном заседании представитель Инспекции подтвердил позицию, изложенную в кассационной жалобе.

Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами Инспекции не согласились, считают решение суда первой инстанции законным, просят оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 12.11.2007.

Законность принятого Арбитражным судом Ярославской области решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на задолженность, имеющуюся у ОАО “Ярославский радиозавод“ по состоянию на 01.01.2001, Инспекция начислила пени за период с 11.07.2001 по 30.09.2006 по страховым взносам, зачисляемым:

- в Пенсионный фонд Российской Федерации, в сумме 10691295 рублей 02 копеек;

- в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, в сумме 549456 рублей 64 копеек;

- в Фонд социального страхования Российской Федерации, в сумме 1215172 рублей 47 копеек;

- в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 1993249 рублей 95 копеек.

В адрес Общества налоговый орган направил требование от 17.11.2006 N 8708, в котором предложил уплатить названные суммы пеней в срок до 24.11.2006.

В связи с неуплатой указанной в требовании задолженности, Инспекция в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации вынесла решения о взыскании налогов, сборов, пеней за счет денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банках от 28.11.2006 N 3000
на сумму 1031650 рублей 23 копеек и от 28.11.2006 N 3001 на сумму 13379349 рублей 89 копеек.

Общество посчитало недействительным требование от 17.11.2006 N 8708 и незаконными решения от 28.11.2006 N 3000, 3001 и обжаловало их в арбитражный суд.

Руководствуясь статьями 46, 47, 48, 69, 75 Налогового кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ярославской области удовлетворил заявленное требование в обжалуемой части. Суд пришел к выводу о том, что Инспекция пропустила срок для взыскания пеней, начисленных за период до 19.06.2006, а также утратила возможность на взыскание пеней на недоимку, по которой не были приняты меры принудительного взыскания.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 01.01.2001, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс).

Согласно пунктам 1, 3 статьи 75 Кодекса пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за
каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

В силу пункта 1 статьи 45 Кодекса неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 настоящего Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 Кодекса.

В пунктах 1 - 3 статьи 46 Кодекса (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком (налоговым агентом) - организацией налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или
налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.

Положения названной статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и сбора (пункт 9 статьи 46 Кодекса).

Таким образом, применение порядка принудительного взыскания недоимки по налогам и пеням непосредственно связано с направлением налогоплательщику требования об уплате налога (пеней).

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставленное налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения (статья 70 Кодекса).

Данная норма устанавливает общие сроки для направления требования о взыскании налога и пеней. Каких-либо иных сроков для направления требования о взыскании пеней, в частности, в зависимости от периода их начисления, в налоговом законодательстве не предусмотрено.

Таким образом, при определении предельного срока, за который могут быть взысканы пени по решению налогового органа о взыскании пеней за счет денежных средств налогоплательщика-организации необходимо учитывать шестидесятидневный срок для бесспорного взыскания пеней в соответствии с пунктом 3 статьи 46 Кодекса, срок на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанный в требовании, а также трехмесячный срок, предусмотренный в статье 70 Кодекса. В случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика взысканы быть не могут.

Как видно из материалов дела и установил суд первой инстанции, в направленное в адрес Общества требование от 17.11.2006 N 8708, а также в решения о взыскании налогов, сборов, пеней за счет денежных средств налогоплательщика-организации на счетах
в банках от 28.11.2006 N 3000, 3001 Инспекция включила пени по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, начисленные за период с 11.07.2001 по 30.09.2006. Исходя из даты вынесения решений от 28.11.2006 N 3000, 3001 сроки для взыскания пеней за период с 11.07.2001 по 18.06.2006 истекли.

Кроме того, также не подлежат взысканию пени, начисленные на недоимку по страховым взносам, по которой Инспекция не принимала меры по принудительному взысканию.

С учетом изложенного Арбитражный суд Ярославской области правомерно удовлетворил заявленное Обществом требование в обжалуемой части.

Нормы материального права применены Арбитражным судом Ярославской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине с кассационной жалобы подлежат отнесению на Инспекцию.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 02.07.2007 по делу N А82-16381/2006-20 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области государственную пошлину, связанную с рассмотрением кассационной жалобы, в размере 1000 рублей.

Арбитражному суду Ярославской области исполнительный лист выдать.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.В.ШУТИКОВА

Судьи

Н.Ш.РАДЧЕНКОВА

А.И.ЧИГРАКОВ