Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.06.2007 по делу N А43-3762/2007-38-125 Дело о привлечении к административной ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства направлено на новое рассмотрение для проверки соблюдения административным органом порядка привлечения предпринимателя к административной ответственности.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 20 июня 2007 года Дело N А43-3762/2007-38-125“
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Шутиковой Т.В., судей Евтеевой М.Ю., Чигракова А.И., при участии представителей от заявителя: Каконина И.В. (доверенность от 06.04.2007), от заинтересованного лица: Молчановой Н.В. (доверенность от 21.08.2006 N 507-02/26-66), рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области на решение от 11.04.2007 Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-3762/2007-38-125, принятое судьей Яшковой Е.Л., по заявлению индивидуального предпринимателя Ф.И.О. о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности и
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Ф.И.О. (далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 06.03.2007 N 28 Комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области (далее - Комитет, административный орган) о привлечении к административной ответственности на основании статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 11.04.2007 Арбитражного суда Нижегородской области заявленное требование удовлетворено.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
Комитет не согласился с принятым судебным актом и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, указав на нарушение норм материального права.
Сославшись на статьи 1, 11, 18, 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“, статьи 10, 17, 18 Закона Нижегородской области от 23.11.2001 N 226-З “Об отходах производства и потребления“, заявитель считает, что в действиях Предпринимателя, выразившихся в невыполнении требований по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их обращение, по организации учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель Комитета подтвердил позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу Предприниматель в суд не представил. В судебном заседании представитель Карповой Ж.Н. возразил против доводов административного органа, указав на законность принятого судебного акта.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 20.06.2007.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Комитет провел проверку соблюдения требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления индивидуальным предпринимателем Карповой Ж.Н. и установил, что Предприниматель в нарушение требований статей 11, 18, 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“, статей 10, 17, 18 Закона Нижегородской области от 23.11.2001 N 226-З “Об отходах производства и потребления“ не разработал и не согласовал в установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не организовал учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Данное правонарушение зафиксировано в протоколе от 26.02.2007 N 30, на основании которого Комитет вынес постановление от 06.03.2007 N 28 о привлечении Предпринимателя к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 2000 рублей.
Карпова Ж.Н. не согласилась с названным постановлением административного органа и обжаловала его в арбитражный суд.
Руководствуясь статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу об отсутствии в действиях Предпринимателя состава административного правонарушения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Статьей 14 Федерального закона N 7-ФЗ определены методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, к числу которых отнесено установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В силу статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые в соответствии с Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461, подлежат утверждению уполномоченным территориальным органом исполнительной власти.
В статье 11 Закона Нижегородской области от 23.11.2001 N 226-З “Об отходах производства и потребления“ также установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели в процессе хозяйственной деятельности регулируют образование отходов производства и потребления исходя из установленных нормативов их образования на единицу выпускаемой продукции, выполненных работ (услуг) и лимитов размещения отходов в окружающей природной среде в целом и по отдельным их видам. Количество (объем) образования отходов согласовывается с органами, осуществляющими контроль в области обращения с отходами в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации.
Несоблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленных названными нормами обязанностей является основанием для привлечения к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представленные в материалы дела документы свидетельствуют о том, что Предприниматель осуществляет торговую деятельность. В результате указанной деятельности образуются отходы потребления хозяйственно-бытового характера.
Отсутствие проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, вывод Арбитражного суда Нижегородской области о неправомерном привлечении Предпринимателя к административной ответственности в связи с отсутствием состава правонарушения является ошибочным, основанным на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных Законом.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
Суд первой инстанции не проверил соблюдение административным органом порядка привлечения Предпринимателя к административной ответственности, тем самым не установив существенных обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.04.2007 подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд, при котором следует проверить порядок и сроки привлечения Предпринимателя к административной ответственности, установленной в статье 8.2 Кодекса, учесть характер совершенного административного правонарушения, наличие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 3 части 1), 288 (частью 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.04.2007 Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-3762/2007-38-125 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Нижегородской области.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
ШУТИКОВА Т.В.
Судьи
ЕВТЕЕВА М.Ю.
ЧИГРАКОВ А.И.