Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.06.2007 по делу N А31-3655/2006-8 Ответственность в части возмещения за счет казны РФ убытков, возникших в связи с недофинансированием льгот, возложена на Министерство финансов РФ как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 8 июня 2007 года Дело N А31-3655/2006-8“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Синякиной Т.В., судей Николаева В.Ю., Отдельной Л.И., без участия представителей сторон, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области на решение от 05.03.2007 Арбитражного суда Костромской области по делу N А31-3655/2006-8, принятое судьей Козловым С.В., по иску муниципального унитарного предприятия Чухломского района Костромской области “Чухломаавтотранс“ к Департаменту финансов Костромской области и Министерству финансов Российской Федерации, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент социальной
защиты населения Костромской области, о взыскании 91850 рублей 30 копеек и

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие Чухломского района Костромской области “Чухломаавтотранс“ (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к Департаменту социальной защиты населения Костромской области о взыскании 91850 рублей 30 копеек убытков, связанных с предоставлением в октябре - декабре 2004 года отдельным категориям граждан льгот по оплате проезда на внутриобластных, междугородных, межрайонных автобусных маршрутах в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“.

Определением от 07.08.2006 суд первой инстанции по ходатайству истца произвел замену ответчика на Департамент финансов Костромской области; исключил из ответчиков Департамент социальной защиты населения Костромской области и привлек его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Определением от 20.10.2006 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Костромская область и Российская Федерация.

До принятия решения истец в порядке, предусмотренном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неоднократно уточнял исковые требования и в окончательном варианте просил взыскать заявленную сумму за счет казны Российской Федерации.

Установив, что убытки у истца возникли в результате недостаточного финансирования спорных расходов из средств федерального бюджета, суд первой инстанции решением от 05.03.2007 удовлетворил иск в сумме 91850 рублей 30 копеек, взыскав долг с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

В арбитражном суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области (далее - Управление) обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение в связи
с нарушением норм материального права.

Заявитель жалобы считает необоснованным возложение на него обязанности по возмещению убытков, образовавшихся у истца. Сославшись на статью 10 Федерального закона “О ветеранах“, податель жалобы полагает, что, применительно к пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“, расходы по предоставлению спорных льгот производятся за счет средств областного бюджета.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседания не явились, поэтому дело рассмотрено без их участия.

Законность решения от 05.03.2007 Арбитражного суда Костромской области по делу N А31-3655/2006-8 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, МУП “Чухломаавтотранс“ и Департамент социальной защиты населения администрации Костромской области заключили договор от 05.01.2004 N 24, по условиям которого Предприятие обязалось осуществлять в 2004 году льготные перевозки пассажиров категории “Ветеран“ на внутриобластных, междугородных, межрайонных автобусных маршрутах, включенных в областной заказ, в соответствии со статьями 15, 16 (пунктом 1), 17 - 23 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“ и постановлением губернатора Костромской области от 10.03.2004 N 137 “О порядке возмещения в 2004 году расходов, связанных с реализацией льгот, установленных Федеральным законом “О ветеранах“, на основании листа талонов и талонов, выдаваемых органами социальной защиты населения“.

В пункте 1.2 договора определено, что Департамент компенсирует Предприятию недополученные доходы от предоставления в 2004 году льгот данным категориям граждан путем перечисления денежных средств на расчетный счет Предприятия в пределах выделенных средств, предусмотренных
законом Костромской области “Об областном бюджете на 2004 год“.

Предметом иска МУП “Чухломаавтотранс“ явилось взыскание убытков, возникших в связи с предоставлением в октябре - декабре 2004 года отдельным категориям граждан льгот по оплате проезда на внутриобластных междугородных межрайонных автобусных маршрутах в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“.

В пункте 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

В силу статей 15, 16 (пункт 1), 17 - 23 Федерального закона “О ветеранах“ участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий и другим перечисленным в законе категориям граждан предоставляются льготы по бесплатному проезду на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских).

Согласно подпункту 2в пункта 1 статьи 10 названного Закона расходы на оплату проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения, на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских) возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В пункте 2 названной нормы права предусмотрено, что расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 “О некоторых
вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ разъяснено, что возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В силу части 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ “Об арбитражных судах в Российской Федерации“ постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.

Установив, что убытки возникли у Предприятия в результате недостаточного финансирования из федерального бюджета, Арбитражный суд Костромской области правомерно взыскал их с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

Таким образом, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов в любом случае, судом округа не установлено, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 286, 287 (пунктом 1 части 1), 289 и 319 (частью 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 05.03.2007 Арбитражного суда Костромской области по делу N А31-3655/2006-8 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

СИНЯКИНА Т.В.

Судьи

НИКОЛАЕВ В.Ю.

ОТДЕЛЬНАЯ Л.И.