Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.06.2007 по делу N А29-5977/2006А Полное или частичное списание задолженности по пеням и штрафам в федеральный либо местный бюджеты организаций железнодорожного транспорта производится только в случае частичного либо полного погашения реструктурированной задолженности по налогам и сборам соответственно в федеральный либо местный бюджет.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 7 июня 2007 года Дело N А29-5977/2006А“
(извлечение)
Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ в лице филиала “Северная железная дорога“ (далее - филиал ОАО “РЖД“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решения от 14.12.2005 N 20 Инспекции Федеральной налоговой службы (далее - Инспекция) и решения от 23.06.2006 N 12-К Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми (далее - Управление).
Решением от 13.12.2006 Арбитражного суда Республики Коми в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением от 04.04.2007 Второго арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Филиал ОАО “РЖД“ не согласился с вынесенными судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
По мнению заявителя, суды неправильно применили нормы материального права, а именно постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2001 N 890 “О реструктуризации задолженности организаций федерального железнодорожного транспорта по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом“ (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 890), от 03.09.1999 N 1002 “О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом“, от 29.09.2003 N 603 “О внесении дополнений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, а также задолженности по пеням и штрафам“, постановление главы администрации муниципального образования город Усинск от 04.02.2002 N 106 “О реструктуризации задолженности - филиала федерального государственного унитарного предприятия “Северная железная дорога“ по обязательным платежам перед бюджетом муниципального образования город Усинск. Кроме того, заявитель считает, что Второй арбитражный апелляционный суд нарушил пункт 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество полагает, что решение Управления от 23.06.2006 N 12-К принято незаконно, так как постановлением Правительства Российской Федерации N 890 право осуществлять реструктуризацию задолженности организаций железнодорожного транспорта перед бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами предоставлено органам исполнительной власти. Названное постановление не содержит норм, указывающих на то, что в случае отсутствия задолженности по обязательным платежам не подлежит реструктуризации задолженность по пеням и штрафам. В рассматриваемом случае следует руководствоваться Порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду постановление Правительства РФ от 29.09.2003 N 603, а не постановление главы администрации муниципального образования город Усинск от 29.09.2003 N 603.
По мнению заявителя, ОАО “РЖД“, являющееся правопреемником ФГУП “Северная железная дорога“, имело право на списание реструктурированной задолженности по пеням и штрафам при выполнении всех условий, установленных постановлением главы администрации муниципального образования город Усинск от 29.09.2003 N 603. ОАО “РЖД“ в полном объеме погасило задолженность по налогам и сборам по всем структурным подразделениям, следовательно, непринятие решения о списании задолженности по всем пеням и штрафам незаконно.
В судебном заседании представитель Общества подтвердил позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу Инспекция не представила в суд.
В судебном заседании представитель Управления и Инспекции против доводов заявителя возразил, указав на законность принятых судебных актов.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, ФГУП “Северная железная дорога“ на основании постановления главы администрации муниципального образования город Усинск от 04.02.2002 N 106 “О реструктуризации задолженности - филиала федерального государственного унитарного предприятия “Северная железная дорога“ по обязательным платежам перед бюджетом муниципального образования город Усинск обратилось в Инспекцию с заявлением (без даты и номера) о предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности по начисленным пеням и штрафам в местный бюджет по состоянию на 25.12.2001 в сумме 281500 рублей. Графики погашения задолженности по начисленным пеням и штрафам в местный бюджет утверждены руководителем ФГУП “Северная железная дорога“ и согласованы с Финансовым управлением Министерства финансов Республики Коми.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585 учреждено открытое акционерное общество “Российские железные дороги“, а являвшееся ранее самостоятельным юридическим лицом ФГУП “Северная железная дорога“ приобрело статус филиала ОАО “РЖД“.
ОАО “РЖД“ в лице филиала “Северная железная дорога“ 06.12.2005 обратилось в Инспекцию с заявлением N 290 о списании реструктурированной задолженности перед местным бюджетом по пеням и штрафам в связи с выполнением условий реструктуризации на основании постановления Правительства Российской Федерации N 890.
Руководитель Инспекции принял решение от 14.12.2005 N 20 о списании с филиала ОАО “РЖД“ половины реструктурируемой задолженности по пеням и штрафам в сумме 139401 рубля 47 копеек. Для рассмотрения вопроса о правомерности списания названной задолженности Инспекция направила в Управление пакет документов.
Решением от 23.06.2006 N 12-К Управление отменило решение Инспекции от 14.12.2005 N 20 по причине того, что право на реструктуризацию задолженности по налогам и сборам перед бюджетом муниципального образования город Усинск налогоплательщику не предоставлялось, поэтому задолженность по начисленным пеням и штрафам списанию не подлежит.
Посчитав свои права нарушенными, Общество обжаловало решения Инспекции от 14.12.2005 N 20 и Управления от 23.06.2006 N 12-К в арбитражный суд.
Руководствуясь статьей 115 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ “О федеральном бюджете на 1999 год“, постановлением Правительства Российской Федерации 25.12.2001 N 890 “О реструктуризации задолженности организаций федерального железнодорожного транспорта по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом“, постановлениями главы администрации муниципального образования город Усинск от 04.02.2002 N 106 “О реструктуризации задолженности - филиала федерального государственного унитарного предприятия “Северная железная дорога“ по обязательным платежам перед бюджетом муниципального образования город Усинск и от 26.07.2005 N 830 “О порядке списания задолженности по пеням и штрафам с “Северной железной дороги“ - филиала ОАО “Российские железные дороги“, Арбитражный суд Республики Коми отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд исходил из того, что нормы перечисленных документов не предусматривают условия о полном либо частичном списании с организации железнодорожного транспорта начисленных пеней и штрафов при отсутствии задолженности по обязательным платежам в бюджет.
Апелляционный суд руководствовался теми же нормами, а также постановлениями Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 “О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом“ и от 01.06.2004 N 259 “О порядке списания задолженности по пеням и штрафам с организаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности государства или социально-экономическую значимость, в отношении которых решения о реструктуризации задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам принимались Правительством Российской Федерации“, и согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 115 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ “О федеральном бюджете на 1999 год“ Правительству Российской Федерации предоставлено право определить порядок и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами.
Во исполнение названной нормы Правительство Российской Федерации приняло постановление от 03.09.1999 N 1002 “О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом“.
В целях стабилизации финансового положения организаций федерального железнодорожного транспорта, а также создания благоприятных условий для его дальнейшего реформирования Правительство Российской Федерации приняло постановление от 25.12.2001 N 890 “О реструктуризации задолженности организаций федерального железнодорожного транспорта по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом“, в пункте 1 которого определено, что реструктуризации подлежат задолженность организаций федерального железнодорожного транспорта по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, исчисленная по данным налоговых органов по состоянию на 1 декабря 2001 года, а также задолженность по пеням и штрафам (в том числе признаваемая к взысканию), исчисленная по данным налоговых органов на дату вступления в силу настоящего постановления.
Согласно приложению к данному документу действие постановления Правительства Российской Федерации N 890 распространяется в том числе на Сосногорское отделение Федерального государственного унитарного предприятия “Северная железная дорога“.
Право на реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет реорганизованной организации, предоставленное в соответствии с настоящим постановлением, сохраняется за правопреемником (правопреемниками) организации.
В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации N 890 определен график поэтапного погашения реструктурируемой задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет начиная с первого квартала 2001 года в соответствии с графиком: в 2002 - 2006 годах - по 17 процентов суммы реструктурируемой задолженности по налогам и сборам ежегодно; в 2007 году - оставшаяся сумма реструктурируемой задолженности по налогам и сборам; в 2008 - 2011 годах - по 25 процентов суммы реструктурируемой задолженности по пеням и штрафам ежегодно.
При досрочном погашении задолженности по налогам и сборам может быть произведено частичное или полное списание задолженности по начисленным пеням и штрафам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 7 постановления Правительства Российской Федерации N 890 установлено, что контроль за исполнением организациями федерального железнодорожного транспорта обязательств по погашению задолженности по обязательным платежам, а также обязательств по своевременной и полной уплате текущих платежей в течение всего срока реструктуризации этой задолженности осуществляется налоговыми органами по месту нахождения организаций федерального железнодорожного транспорта.
В пункте 8 данного постановления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано осуществить реструктуризацию задолженности организаций федерального железнодорожного транспорта по обязательным платежам соответственно перед бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами.
В силу постановления главы администрации муниципального образования город Усинск от 04.02.2002 N 106 “О реструктуризации задолженности - филиала федерального государственного унитарного предприятия “Северная железная дорога“ по обязательным платежам перед бюджетом муниципального образования город Усинск реструктуризация кредиторской задолженности - филиала ФГУП “Северная железная дорога“ по обязательным платежам перед бюджетом муниципального образования город Усинск проводится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2001 N 890.
Согласно внесенным постановлением главы администрации муниципального образования город Усинск от 29.05.2003 N 672 в упомянутое постановление от 04.02.2002 N 106 изменениям право на реструктуризацию задолженности реорганизованной организации сохраняется за правопреемником организации.
Постановлением главы администрации муниципального образования город Усинск от 26.07.2005 N 830 “О порядке списания задолженности по пеням и штрафам с “Северной железной дороги“ - филиала ОАО “Российские железные дороги“ утвержден Порядок списания задолженности по пеням и штрафам с “Северной железной дороги“ - филиала ОАО “Российские железные дороги“ (далее - Порядок), в пунктах 2 и 3 которого предусмотрено, что задолженность по пеням и штрафам списывается на основании заявления организации, представленного в налоговый орган по месту ее учета (месту нахождения организации), следующим образом:
- половина реструктурированной задолженности по пеням и штрафам списывается при погашении организацией в течение двух лет после принятия соответствующего решения о реструктуризации половины реструктурированной задолженности по налогам и сборам перед бюджетом муниципального образования город Усинск;
- полное списание реструктурированной задолженности по пеням и штрафам производится при полном погашении реструктурированной задолженности перед бюджетом муниципального образования город Усинск в течение четырех лет после принятия Правительством Республики Коми соответствующего решения о реструктуризации.
При этом названным Порядком не предусмотрено списание реструктурированной задолженности по пеням и штрафам в случае реструктуризации задолженности только по пеням и штрафам.
Из анализа перечисленных норм следует, что полное или частичное списание задолженности по пеням и штрафам в федеральный либо местный бюджеты организаций железнодорожного транспорта производится только в случае частичного либо полного погашения реструктурированной задолженности по налогам и сборам соответственно в федеральный либо местный бюджеты.
Как видно из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в отношении Общества реструктуризация задолженности по налогам и сборам в местный бюджет муниципального образования город Усинск не проводилась ввиду отсутствия такой задолженности по налогам и сборам.
Установленные фактические обстоятельства материалам дела соответствуют и им не противоречат.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод об отсутствии правовых оснований для списания реструктурированной задолженности по пеням и штрафам в местный бюджет и обоснованно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд правомерно отклонил ссылку заявителя на постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 “О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом“, поскольку данный документ не предусматривает регулирования реструктуризации задолженности организаций федерального железнодорожного транспорта по пеням и штрафам перед местным бюджетом.
Довод заявителя о нарушении Вторым арбитражным апелляционным судом пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку в материалах дела отсутствуют судебные акты, свидетельствующие об ином подходе в применении и толковании норм права относительно ситуации, рассмотренной в рамках настоящего спора. Кроме того, заявитель не представил доказательства того, что апелляционный суд нарушил единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
С учетом изложенного кассационная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы подлежат отнесению на Общество.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.12.2006 Арбитражного суда Республики Коми и постановление от 04.04.2007 Второго арбитражного апелляционного суда по делу N А29-5977/2006А оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице филиала “Северная железная дорога“ - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы отнести на открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ в лице филиала “Северная железная дорога“.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.