Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.06.2007 по делу N А79-2281/2007 Факт отсутствия на предприятии изолированного помещения кассы, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения наличных денег, без совершения операций с наличными денежными средствами не может являться основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 4 июня 2007 года Дело N А79-2281/2007“
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью (далее по тексту - ООО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением об оспаривании постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары (далее - Инспекция, налоговый орган) о привлечении к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 10.04.2007 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
ООО не согласилось с принятым по делу судебным актом и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя, отсутствие в момент проверки в необорудованной кассе Общества денежных средств свидетельствует о том, что оно не посягало на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере наличного денежного обращения. Выявленные нарушения (отсутствие изолированного помещения кассы, наличие не прикрепленного к полу сейфа) были полностью устранены до принятия постановления о привлечении к административной ответственности.
Представители Общества поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, в судебном заседании.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителя в судебное заседание не направила, в отзыве на кассационную жалобу против доводов налогового органа возразила, посчитав решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 14 часов 30 минут 29.05.2007 до 16 часов 04.06.2007.
Законность принятого Арбитражным судом Чувашской Республики решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела проверку соблюдения условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в ООО (расположенном по адресу: город Чебоксары, ул. Дубравная, 13) и установила нарушение пунктов 29, 30 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением совета директоров Центрального банка России 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок), и пункта 3 приложения N 3 к названному Порядку, выразившееся в отсутствии оборудованной кассы (изолированного помещения, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения наличных денег).
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 15.1 КоАП РФ, проверяющие составили протокол об административном правонарушении от 21.11.2006 N 0036. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении руководитель Инспекции вынес постановление от 29.11.2006 N 25 о назначении нарушителю за вменяемое правонарушение наказания в виде наложения штрафа в сумме 40000 рублей.
Общество не согласилось с постановлением административного органа и обжаловало его в арбитражный суд.
Руководствуясь статьей 15.1 КоАП РФ, пунктом 29 Порядка, пунктом 3 приложения к нему, Арбитражный суд Чувашской Республики пришел к выводу о правомерности привлечения Общества к административной ответственности и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа счел, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Решением совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 утвержден Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации. Его пункты 3, 29, 30, пункт 3 приложения N 3 к Порядку обязывают руководителей предприятий для осуществления расчетов наличными деньгами иметь кассу (специально оборудованное, технически укрепленное изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег); обеспечивать сохранность денег в помещении кассы; исключать доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе.
В статье 15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.
Состав указанного правонарушения образуют действия (бездействие), выразившиеся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
В рассматриваемом случае в качестве противоправного деяния Обществу вменено отсутствие оборудованной кассы (изолированного помещения, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения наличных денег, отвечающего определенным требованиям).
Между тем сам факт отсутствия кассы (без совершения операций с наличными денежными средствами) не образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ. Доказательства того, что в момент проверки Общество имело свободные денежные средства и совершало операции с ними (принимало, выдавало, хранило их) при отсутствии кассы, в связи с чем не выполнило обязанности по созданию условий, обеспечивающих сохранность денежных средств, в материалах дела отсутствуют. Объяснительная записка главного бухгалтера Общества Афанасьевой О.Л. не свидетельствует о наличии денежных средств в помещении бухгалтерии в момент проведения проверки и, соответственно, не подтверждает нарушение порядка работы с денежной наличностью.
При таких обстоятельствах в действиях ООО отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного Арбитражный суд Чувашской Республики неправильно применил статью 15.1 КоАП РФ, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене, постановление Инспекции от 29.11.2006 N 25 - признанию незаконным.
Нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 3 части 2 статьи 288 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.04.2007 Арбитражного суда Чувашской Республики по делу N А79-2281/2007 отменить.
Постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары от 29.11.2006 N 25 о привлечении общества с ограниченной ответственностью к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признать незаконным и отменить.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.