Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.05.2007 по делу N А31-1428/8 Ответственность в части возмещения за счет казны РФ убытков, возникших в связи с недофинансированием льгот, возложена на Министерство финансов РФ как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 30 мая 2007 года Дело N А31-1428/8“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Каширской Н.А., судей Ногтевой В.А., Отдельной Л.И., при участии представителя от истца: Корниловой И.В. по доверенности от 30.05.2007, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области на решение от 26.02.2007 Арбитражного суда Костромской области по делу N А31-1428/8, принятое судьей Козловым С.В., по иску общества с ограниченной ответственностью “Костромская региональная компания по реализации газа“ к Министерству финансов Российской Федерации, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета
спора, - департамент социальной защиты населения администрации Костромской области, отдел социальной защиты населения администрации муниципального образования города Нерехты и Нерехтского района Костромской области, департамент финансов администрации Костромской области, о взыскании 562305 рублей 50 копеек и

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Костромская региональная компания по реализации газа“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к департаменту финансов администрации Костромской области о взыскании 562305 рублей 50 копеек расходов по предоставлению отдельным категориям граждан льгот по оплате природного газа для бытовых нужд за период с 01.01.2003 по 01.01.2004 в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“.

До принятия решения истец в порядке, предусмотренном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неоднократно уточнял исковые требования и в окончательном варианте просил взыскать 341218 рублей 96 копеек убытков с Министерства финансов Российской Федерации.

Определением от 31.10.2006 департамент финансов администрации Костромской области исключен из ответчиков, к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации.

Определениями от 10.08.2004, 19.10.2004 и 31.10.2006 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены соответственно департамент социальной защиты населения администрации Костромской области, отдел социальной защиты населения администрации муниципального образования города Нерехты и Нерехтского района Костромской области и департамент финансов администрации Костромской области.

Установив, что убытки у истца возникли в результате недостаточного финансирования спорных расходов из средств федерального бюджета, суд первой инстанции решением от 26.02.2007 удовлетворил иск в сумме 284349 рублей 13 копеек (за вычетом налога на добавленную стоимость), взыскав долг с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

В
арбитражном суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области (далее - Управление) обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение в связи с нарушением норм материального права.

Заявитель жалобы указывает, что на основании пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений, данных в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, должен выступать соответствующий главный распорядитель бюджетных средств. В спорный период главным распорядителем средств федерального бюджета являлось Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Ввиду упразднения последнего и передачи его функций Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации оно и должно выступать в качестве надлежащего ответчика по делу.

По мнению ответчика, вина Министерства финансов Российской Федерации и причинно-следственная связь между действиями последнего и возникшими у истца убытками отсутствует, так как денежные средства для финансирования данных затрат перечислены Костромской области в полном объеме.

Управление полагает, что в нарушение пункта 3 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не направил доказательств, подтверждающих размер понесенных расходов, ответчику, в связи с чем считает расходы Общества неподтвержденными.

Департамент финансов Костромской области в отзыве на жалобу указал на законность и обоснованность принятого по спору судебного акта.

Законность решения от 26.02.2007 Арбитражного суда Костромской области по делу N А31-1428/8
проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в период с 01.01.2003 по 01.01.2004 Общество во исполнение Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“ предоставило отдельным категориям населения льготы по оплате природного газа для бытовых нужд на общую сумму 2214617 рублей 33 копейки.

Возникновение в связи с этим у истца расходов в заявленном размере послужило основанием для его обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

В силу пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“ расходы на реализацию установленных для ветеранов льгот по оплате жилья в домах независимо от вида жилищного фонда и оплате коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В пункте 2 названной нормы предусмотрено, что порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и
имеют целевое назначение. Таким образом, источником финансирования льгот по закону является федеральный бюджет.

Порядок возмещения субъектам Российской Федерации расходов на реализацию льгот ветеранам Правительством Российской Федерации не определен.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ разъяснено, что возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В силу части 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ “Об арбитражных судах в Российской Федерации“ постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.

Установив, что убытки возникли у Общества в результате недостаточного финансирования из федерального бюджета, Арбитражный суд Костромской области правомерно взыскал их с Министерства финансов Российской
Федерации за счет казны Российской Федерации.

Суд округа признал несостоятельным мнение заявителя жалобы о том, что в данном случае от имени казны Российской Федерации в силу пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации должно выступать Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета - орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности. В рассматриваемом случае убытки у Общества возникли не в результате неправомерных действий (бездействия) Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а вследствие ненадлежащего финансирования из федерального бюджета. Министерство финансов Российской Федерации не приняло надлежащих мер для финансирования предусмотренных законодателем льгот в необходимом объеме.

Доводы Управления о том, что истец не направил и не представил ответчику копии документов, подтверждающих размер возникших у него убытков, суд округа отклонил, так как указанные документы двухсторонние и ответчик должен располагать ими. Кроме того, спорные доказательства приобщены к материалам дела и, учитывая продолжительность рассмотрения дела в суде первой инстанции, ответчик имел достаточное количество времени на ознакомление с ними. Нарушение норм процессуального права не привело к принятию неправомерного решения и не является в силу статьи 288 (части 4) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.

Таким образом, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные
в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов в любом случае, судом округа не установлено, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 286, 287 (пунктом 1 части 1), 289 и 319 (частью 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 26.02.2007 Арбитражного суда Костромской области по делу N А31-1428/8 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

КАШИРСКАЯ Н.А.

Судьи

НОГТЕВА В.А.

ОТДЕЛЬНАЯ Л.И.