Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.05.2007 по делу N А43-24192/2006-6-569 Налоговый орган неправомерно применил затратный метод для определения рыночной цены услуги и доначислил налог на прибыль, так как не доказал идентичность сделок, заключенных банком с одним из заемщиков и другими заемщиками, а также не доказал невозможность применения метода последующей реализации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 29 мая 2007 года Дело N А43-24192/2006-6-569“

(извлечение)

Закрытое акционерное общество (далее - ЗАО, Банк) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Нижегородскому району Нижнего Новгорода (далее - Инспекция, налоговый орган) от 11.08.2006 N 74 в части возложения на общество обязанности уплатить налог на прибыль в сумме 3246348 рублей 65 копеек.

Решением от 23.10.2006 Арбитражного суда Нижегородской области заявленное требование удовлетворено в полном объеме.

Постановлением от 22.02.2007 Первого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Инспекция обратилась в
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Заявитель считает, что суды неправильно применили пункт 4 статьи 170 и пункт 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; договоры, заключенные Банком с ОАО (далее - ОАО), и договоры, заключенные Банком с другими его клиентами, являются идентичными, поэтому Инспекция правомерно для определения рыночной цены применила пункт 10 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении кредитов, выданных ОАО. Налоговый орган, учитывая процентные ставки по кредитам других заемщиков Банка, правомерно применил в отношении ОАО ставку в размере 17 процентов.

В представленном отзыве на кассационную жалобу Банк с доводами налогового органа не согласился, посчитав принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.

Представители лиц, участвующих в деле, поддержали в судебном заседании доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.

Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку ЗАО за период с 01.01.2004 по 01.01.2006 и установила, что Банк в 2005 году ввиду неплатежеспособности ОАО пролонгировало выданные кредиты и в одностороннем порядке по устному ходатайству руководителя ОАО снизило процентную ставку до восьми процентов. По другим заемщикам процентная ставка в 2005 году составила 17 процентов. Налоговый орган посчитал, что плата за предоставление кредита ОАО отклонена в сторону понижения более чем на
20 процентов от уровня цен, применяемых по идентичным услугам. Таким образом, данное нарушение привело к занижению доходов Банка на 13526452 рубля 71 копейку.

Заместитель руководителя Инспекции принял решение от 11.08.2006 N 74 об отказе в привлечении Банка к ответственности за совершение налогового правонарушения. В этом же решении, в частности, Банку предложено доплатить налог на прибыль за 2005 год в сумме 3246348 рублей 65 копеек.

Банк частично не согласился с принятым решением и обжаловал его в арбитражный суд.

Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленное требование, руководствуясь статьей 40 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд посчитал, что Инспекция не доказала идентичность сделок, заключенных Банком с ОАО и другими заемщиками, не доказала невозможность применения метода последующей реализации, поэтому неправомерно применила затратный метод, предусмотренный пунктом 10 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Рассмотрев кассационную жалобу налогового органа, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

Согласно пункту 1 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

В соответствии с пунктом 3 статьи 40 Кодекса рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных пунктами 4 - 11 настоящей статьи. При этом учитываются обычные при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки.

На основании пункта 9 статьи 40 Кодекса при определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных
на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.

При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.

В силу пункта 10 статьи 40 Кодекса при отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или из-за отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.

При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в
последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.

В соответствии с пунктом 11 статьи 40 Кодекса при определении и признании рыночной цены товара используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары и биржевых котировках.

Суды обеих инстанций установили, что Инспекция для расчета налога на прибыль применила затратный метод путем применения процентной ставки по кредитам заемщиков Банка в размере 17 процентов.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Суды первой и апелляционной инстанций установили, что налоговый орган не представил в суд бесспорных доказательств, подтверждающих отсутствие на соответствующем рынке сделок по идентичным услугам, отсутствие предложения на этом рынке услуг, а также невозможность определения соответствующих цен ввиду отсутствия или недоступности информационных источников для определения рыночной цены.

Вывод судов о том, что налоговый орган не доказал идентичность договоров, заключенных Банком с ОАО, и договоров, заключенных Банком с другими заемщиками, материалам дела не противоречит.

Таким образом, вывод судов о том, что Инспекцией не соблюдены требования статьи 40 Кодекса, является законным.

Довод Инспекции об идентичности кредитных сделок, заключенных Банком с ОАО и заключенных Банком с другими заемщиками, судом кассационной инстанции не принимается, как направленный вопреки статье 286
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций.

При таких обстоятельствах суды пришли к законному выводу о том, что налоговый орган неправомерно доначислил Банку налог на прибыль в сумме 3246348 рублей 65 копеек, и удовлетворили требование Банка в полном объеме.

С учетом изложенного Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены вынесенных судебных актов, суды не допустили.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктами 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственные пошлины по первой инстанции в сумме 2000 рублей, по апелляционной инстанции в сумме 1000 рублей и по кассационной инстанции в сумме 1000 рублей подлежат взысканию с налогового органа.

Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 23.10.2006 Арбитражного суда Нижегородской области и постановление от 22.02.2007 Первого арбитражного апелляционного суда по делу N А43-24192/2006-6-569 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Нижегородскому району Нижнего Новгорода - без удовлетворения.

Инспекции Федеральной налоговой службы России по Нижегородскому району Нижнего Новгорода уплатить в федеральный бюджет 2000 рублей государственной пошлины по первой инстанции, 1000 рублей государственной пошлины по апелляционной инстанции и 1000 рублей государственной пошлины по кассационной инстанции в десятидневный срок в порядке, установленном в статье 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации.

В случае неуплаты государственной пошлины
по истечении указанного срока Арбитражному суду Нижегородской области выдать исполнительный лист.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.