Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.05.2007 по делу N А79-919/2007 Постановление налогового органа о привлечении к ответственности за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции правомерно признано незаконным, так как закусочная является предприятием общественного питания, поскольку в ней имеется специально оборудованное помещение для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и покупных товаров, а также для проведения досуга.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 24 мая 2007 года Дело N А79-919/2007“

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Чувашской Республике (далее - Инспекция, налоговый орган) от 30.01.2007 N 15 о привлечении к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением от 19.02.2007 Арбитражного суда Чувашской Республики заявленное требование удовлетворено.

В апелляционном суде дело не рассматривалось.

Инспекция не согласилась с принятым по делу судебным актом и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского
округа с кассационной жалобой, указав на нарушение норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств дела.

Заявитель считает ошибочным вывод суда о том, что закусочная “Т регион“ ООО не является предприятием общественного питания, поскольку в ней имеется специально оборудованное помещение для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и покупных товаров, а также для проведения досуга.

В судебном заседании представители Управления подтвердили позицию, изложенную в кассационной жалобе.

Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании возразили против доводов Управления, указав на законность принятого судебного акта, просят оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 24.05.2007.

Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, 08.12.2006 Инспекция провела проверку в закусочной “Т регион“ (далее - закусочная), принадлежащей ООО и расположенной по адресу: Чебоксарский район, автодорога возле деревни, и установила нарушения:

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон РФ N 171-ФЗ имеет дату 22.11.1995, а не 22.11.1996.

- статьи 16 Федерального закона от 22.11.1996 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ и пункта 136 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, выразившееся в реализации алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах нахождения источников повышенной опасности, а именно: закусочная находится возле автозаправочной станции
N 138. Расстояние между закусочной и заправочными колонками определено проверяющими визуально и составляет 50 метров;

- пункта 141 названных Правил, выразившееся в указании цены алкогольной продукции за 100 граммов продукции, а не за 0,1 литра или 0,05 литра, как того требует данная норма.

Указанные нарушения зафиксированы в протоколе от 23.01.2007 N 00004, на основании которого вынесено постановление от 30.01.2007 N 15 о привлечении ООО к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 30000 рублей.

Общество обжаловало названное постановление в арбитражный суд.

Руководствуясь статьей 16 Федерального закона от 22.11.1996 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“, пунктом 141 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 и постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 01.04.2002 N 85 “О дополнительных мерах по упорядочению розничной продажи алкогольной продукции“, Арбитражный суд Чувашской Республики удовлетворил заявленное требование, поскольку пришел к выводу о том, что Инспекция необоснованно привлекла Общество к административной ответственности, предусмотренной в части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ (далее - Федеральный закон
N 171-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ (в редакции от 21.07.2005) не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах.

Из указанной нормы следует, что перечень мест нахождения источников повышенной опасности, в которых запрещена розничная продажа алкогольной продукции, не является исчерпывающим и подлежит расширительному толкованию.

В силу статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации под источниками повышенной опасности понимается деятельность, связанная с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.).

В подпункте “в“ пункта 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов“ объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, отнесены к категории опасных производственных объектов.

Таким образом, автозаправочные станции относятся к источникам повышенной опасности.

В упомянутой ранее статье 16 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что прилегающие к местам нахождения источников повышенной опасности территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от
01.04.2002 N 85 “О дополнительных мерах по упорядочению розничной продажи алкогольной продукции“ утвержден Порядок установления прилегающих территорий к местам массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, согласно которому при определении прилегающих территорий к местам массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (в том числе к вокзалам, аэропортам, оптовым продовольственным рынкам, смешанным рынкам, автозаправочным станциям), на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, необходимо учитывать удаленность объекта: от границ земельных участков мест массового скопления граждан (в том числе мест проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий) и нахождения источников повышенной опасности (в том числе вокзалов, аэропортов, оптовых продовольственных рынков, смешанных рынков, автозаправочных станций) согласно генеральным планам поселений и городских округов в радиусе не менее 100 метров.

Учитывая изложенное, является ошибочным вывод Арбитражного суда Чувашской Республики о том, что названным постановлением Кабинет Министров Чувашской Республики расширил понятие источников повышенной опасности, рекомендовав включить в него автозаправочные станции.

Постановлением главы администрации Чебоксарского района от 28.12.2004 N 1688 утвержден перечень территориально-обособленных объектов, на которых осуществляется деятельность лицензиата - ООО, согласно которому в закусочной разрешена реализация алкогольной продукции на вынос и в розлив круглосуточно без ограничения крепости. Место расположения объекта указано возле деревни.

Материалы дела свидетельствуют о том, что Инспекция не проводила каких-либо измерений расстояния от закусочной до автозаправочной станции, она определила его визуально, то есть примерно. Данный факт ставит под сомнение вывод налогового органа о нарушении Обществом статьи 16 Федерального
закона от 22.11.1996 N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ и пункта 136 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, и не может однозначно свидетельствовать о совершении Обществом административного правонарушения.

Иных данных о том, что закусочная находится возле автозаправочной станции N 138 или на прилегающей к ней территории, в материалах дела не имеется.

Согласно пункту 141 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила), в организациях общественного питания в прейскурантах на алкогольную продукцию указывается наименование алкогольной продукции, объем алкогольной продукции в потребительской таре, цена за весь объем алкогольной продукции, а также за 0,1 или 0,05 литра.

Из материалов дела видно, что, согласно пункту 3.2 устава ООО, одним из видов деятельности Общества является деятельность ресторанов и кафе. Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению от 15.12.2004 деятельность закусочной соответствует Санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Закусочная имеет специально оборудованное помещение для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий, покупных товаров и для проведения досуга.

Данные факты дают основания признать, что закусочная является предприятием общественного питания.

Таким образом, ошибочным является вывод Арбитражного суда Чувашской Республики о том, что закусочная является организацией розничной торговли.

Из представленной карты на алкогольную продукцию закусочной усматривается, что в ней указана цена не за 0,01 литра, а за 100 граммов алкогольной продукции, что формально не соответствует требования пункта 141 Правил. Однако в указанных действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного в части 3 статьи 14.16 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку указание цены за 100 граммов алкогольной продукции соответствует стоимости и объему алкогольной продукции - 0,1 литра.

При таких обстоятельствах правомерным является вывод Арбитражного суда Чувашской Республики об удовлетворении заявленного Обществом требования о признании незаконным и отмене постановления налогового органа от 30.01.2007 N 15 о привлечении к административной ответственности.

Неправильное применение Арбитражным судом Чувашской Республики норм материального права не привело к принятию незаконного судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 19.02.2007 Арбитражного суда Чувашской Республики по делу N А79-919/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Чувашской Республике - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.