Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.05.2007 по делу N А43-5267/2006-4-118 Ответственность в части возмещения за счет казны РФ убытков, возникших в связи с недофинансированием льгот, возложена на Министерство финансов РФ как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 22 мая 2007 года Дело N А43-5267/2006-4-118“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Ногтевой В.А., судей Отдельной Л.И., Синякиной Т.В., при участии представителей от истца: Игнатовича М.С. по доверенности от 12.12.2006 N 763, от ответчика: Ионовой Ж.А. по доверенности от 27.12.2006 N 95, Степанцевой Л.В. по доверенности от 22.02.2007, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации на решение от 04.10.2006 Арбитражного суда Нижегородской области и на постановление от 21.02.2007 Первого арбитражного апелляционного суда по делу N А43-5267/2006-4-118, принятые судьями Снегиревой И.Г., Родиной Т.С., Казаковой Н.А., Насоновой Н.А.,
по иску открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице филиала “Горьковская железная дорога“ к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Нижегородской области и Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство труда и социальной защиты Нижегородской области, о взыскании 15781740 рублей 67 копеек и

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ в лице филиала “Горьковская железная дорога“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Нижегородской области и Министерству финансов Нижегородской области с иском о взыскании 21359820 рублей 60 копеек расходов по предоставлению отдельным категориям граждан льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте за период с 01.04.2003 по 31.12.2004 в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ (с учетом неоднократных уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство труда и социальной защиты Нижегородской области.

Определением от 14.06.2006 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Установив, что убытки у истца возникли в результате недостаточного финансирования спорных расходов из средств федерального бюджета, суд первой инстанции решением от 04.10.2006 удовлетворил иск в сумме 16667934 рублей 08 копеек (за вычетом налога на добавленную стоимость), взыскав долг с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от
21.02.2007 оставил решение без изменения по тем же основаниям.

Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт о взыскании убытков с Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

По мнению ответчика, вина Министерства финансов Российской Федерации и причинно-следственная связь между действиями последнего и возникшими у истца убытками отсутствуют, так как денежные средства для финансирования данных затрат перечислены Нижегородской области в полном объеме.

Министерство финансов Российской Федерации указывает, что, согласно федеральным законам на соответствующие годы, главным распорядителем бюджетных средств являлось Министерство труда и социального развития Российской Федерации, которое и должно выступать в качестве надлежащего ответчика по делу.

Общество и Министерство финансов Нижегородской области в отзывах отклонили доводы кассационной жалобы, просили оставить в силе оспариваемые судебные акты как законные и обоснованные.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не обеспечили явку представителей. Кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность судебных актов по делу N А43-5267/2006-4-118 Арбитражного суда Нижегородской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в период с 01.04.2003 по 31.12.2004 Общество во исполнение Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ предоставило отдельным категориям населения льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте на общую сумму 29706362 рубля 60 копеек.

Возникновение в связи с этим у истца расходов в заявленном размере послужило основанием для его
обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

В пункте 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“ потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 30 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях железнодорожного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия.

К ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится в том числе формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов (подпункт 19 статьи 4 названного
Закона).

К ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов относится в том числе формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов (подпункт 15 статьи 5 Закона).

В Порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию федеральных законов “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ (действие продлено на 2002 - 2004 годы), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536, определено, что предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке. Субсидии и субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства, с отражением их в доходах соответствующих бюджетов.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ разъяснено, что возложение на субъект Российской Федерации обязанности по финансированию установленных Российской Федерацией льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или
принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В силу части 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ “Об арбитражных судах в Российской Федерации“ постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.

Установив, что убытки возникли у Общества в результате недостаточного финансирования из федерального бюджета, Арбитражный суд Нижегородской области правомерно взыскал их с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

Суд округа признал несостоятельным довод заявителя жалобы о том, что в данном случае от имени казны Российской Федерации в силу пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации должно выступать Министерство труда и социального развития Российской Федерации - главный распорядитель бюджетных средств.

Согласно названной норме Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности.

Как было отмечено, убытки у транспортной организации возникли в результате ненадлежащего финансирования из федерального бюджета. Министерство финансов Российской Федерации не приняло надлежащих мер для финансирования предусмотренных законодателем льгот в необходимом объеме. Кроме того, согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти“, Министерство труда
и социального развития Российской Федерации упразднено.

Размер убытков подтвержден данными автоматизированной системы продажи пассажирских билетов “Экспресс“, использование которой предусмотрено Правилами перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 N 30.

Таким образом, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов в любом случае, судом округа не установлено, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по жалобе относится на заявителя и подлежит взысканию в доход федерального бюджета в размере 1000 рублей.

Руководствуясь статьями 286, 287 (пунктом 1 части 1), 289 и 319 (частью 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 04.10.2006 Арбитражного суда Нижегородской области и постановление от 21.02.2007 Первого арбитражного апелляционного суда по делу N А43-5267/2006-4-118 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.

Арбитражному суду Нижегородской области в соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдать исполнительный лист.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

НОГТЕВА В.А.

Судьи

ОТДЕЛЬНАЯ Л.И.

СИНЯКИНА Т.В.