Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 21.05.2007 по делу N А43-32313/2006-23-642 Убытки, возникшие в связи с недофинансированием льгот по оплате услуг связи, подлежат взысканию за счет казны Российской Федерации, так как денежные средства на возмещение расходов по предоставлению данных льгот в спорном периоде выделялись из федерального бюджета в недостаточном объеме.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 21 мая 2007 года Дело N А43-32313/2006-23-642“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Синякиной Т.В., судей Каширской Н.А., Ногтевой В.А., при участии представителей от истца: Парисеева С.А. по доверенности от 29.08.2006, от ответчика: Ярошинского К.В. по доверенности от 22.02.2007, от третьих лиц - Министерства финансов Нижегородской области: Щепалиной Н.П. по доверенности от 27.12.2006 N 98, от Министерства труда и социальной защиты Нижегородской области: Несен А.В. по доверенности от 10.01.2007 N 40510, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.01.2007 по
делу N А43-32313/2006-23-642, принятое судьей Беляковой В.Ф., по иску закрытого акционерного общества “Транссвязь“ к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Нижегородской области, третьи лица - Министерство финансов Нижегородской области, Министерство труда и социальной защиты Нижегородской области, о взыскании 1427663 рублей 95 копеек и

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “Транссвязь“ (далее - ЗАО “Транссвязь“) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Нижегородской области (далее - Управление) о взыскании 1427663 рублей 95 копеек убытков, связанных с предоставлением в 2002, 2003, 2004 годах отдельным категориям граждан льгот по оплате услуг связи в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“.

Определением от 20.10.2006 суд разъединил исковые требования ЗАО “Транссвязь“ на два самостоятельных иска: по Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“ - о взыскании 954009 рублей 17 копеек убытков, по Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ - о взыскании 473654 рублей 78 копеек.

Определением от 13.12.2006 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, территориальный орган Департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области.

До принятия решения истец в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в заявлении от 16.01.2007 отказался от требования о возмещении убытков, понесенных в 2002 году, и уменьшил взыскиваемую сумму до 327230 рублей 96 копеек, исключив сумму налога на добавленную стоимость; в
заявлении от 23.01.2007 уточнил наименование ответчика и третьего лица, просил считать ответчиком по делу Министерство финансов Российской Федерации, третьим лицом - Департамент социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области.

Решением от 23.01.2007 суд удовлетворил иск, взыскав с казны Российской Федерации в пользу истца 327230 рублей 96 копеек убытков от предоставления льгот по Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“ за 2003, 2004 годы со ссылкой на статьи 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации. Суд исходил из того, что причиной возникновения убытков ЗАО “Транссвязь“ явилось недостаточное финансирование из федерального бюджета расходов, произведенных при предоставлении указанных льгот.

В апелляционном порядке решение от 23.01.2007 не обжаловалось.

Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его и принять по делу новый судебный акт, взыскав сумму убытков с главного распорядителя бюджетных средств - Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Заявитель жалобы считает, что суд неправомерно взыскал спорную сумму убытков с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, поскольку ответчик действовал в рамках федеральных законов о федеральных бюджетах на соответствующие годы. По мнению ответчика, вина Министерства финансов Российской Федерации и причинно-следственная связь между действиями последнего и наступившими для истца последствиями в виде убытков отсутствует, так как денежные средства для финансирования данных затрат, предусмотренные законами о федеральном бюджете на соответствующий год, перечислены Нижегородской области в полном объеме; факт недостаточного выделения денежных средств из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации не доказан. Министерство финансов Российской Федерации указывает, что главным распорядителем
бюджетных средств являлось Министерство труда и социального развития Российской Федерации, которое и должно выступать в качестве надлежащего ответчика по делу.

Законность принятого Арбитражным судом Нижегородской области судебного акта проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В заседании суда кассационной инстанции представитель Министерства финансов Российской Федерации поддержал доводы, изложенные в жалобе.

ЗАО “Транссвязь“ в отзыве отклонило доводы кассационной жалобы и просило оставить решение без изменения, как законное и обоснованное.

В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм права исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Исследовав доводы кассационной жалобы и материалы дела, суд округа не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Предметом иска ЗАО “Транссвязь“ явилось взыскание убытков, возникших в результате предоставления в 2003 - 2004 годах отдельным категориям граждан льгот по оплате услуг связи в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“.

Как видно из материалов дела, названные льготы предоставлены за счет собственных средств истца в 2003 году - на сумму 342222 рубля 07 копеек и в 2004 году - 438448 рублей 88 копеек (листы дела 26 - 63, 74 - 95). За 2004 год сумма задолженности по возмещению осуществленных ЗАО “Транссвязь“ затрат с учетом 21177 рублей переплаты за 2003 год составила 327230 рублей 96 копеек.

Согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления
или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

На основании статьи 30 Федерального закона от 16.02.1995 N 15-ФЗ “О связи“ при предоставлении льгот по оплате услуг связи в соответствии с Федеральным законом или иными правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации возмещение недополученных предприятием связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу подпунктов 5, 9 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (в редакции, действовавшей в указанный период) инвалидам войны предоставляются следующие права и льготы: внеочередная бесплатная установка квартирного телефона; оплата в размере 50 процентов абонентной платы за телефон, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной.

На основании статьи 10 того же Закона расходы на оплату установки квартирного телефона и абонентскую плату за пользование им возмещаются за счет средств федерального бюджета.

Порядок возмещения операторам связи указанных расходов определен в Правилах возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 (срок действия продлен на 2003, 2004 годы). Финансирование спорных затрат предусмотрено за счет средств федерального бюджета.

Средства федерального бюджета являются составной частью казны Российской Федерации (статья 214 Кодекса).

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“
разъяснено, что возложение обязанности по финансированию на субъект Российской Федерации означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ “Об арбитражных судах в Российской Федерации“ постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.

Следовательно, спорные расходы на погашение задолженности, образовавшейся в силу льготирования оплаты оказанных услуг, должны возмещаться из средств федерального бюджета.

Арбитражный суд Нижегородской области всесторонне, полно и объективно исследовал фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства и установил, что компенсация затрат истца не произведена вследствие недофинансирования нижестоящих бюджетов; выделенных из федерального бюджета средств оказалось недостаточно для погашения существовавшей задолженности. Таким образом, в результате предоставления отдельным категориям граждан указанных льгот при выделении из федерального бюджета средств в меньшем объеме, чем требовалось для возмещения
затрат по этим льготам, образовалась задолженность в сумме 327230 рублей 96 копеек.

В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации не представило доказательств, подтверждающих компенсацию истцу расходов, связанных с льготированием оплаты услуг по установке квартирного телефона и услуг связи указанной категории граждан.

При таких обстоятельствах Арбитражный суд Нижегородской области правомерно удовлетворил иск за счет казны Российской Федерации, взыскав в пользу ЗАО “Транссвязь“ 327230 рублей 96 копеек убытков.

Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, сделанные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся, согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.

В силу изложенного доводы Министерства финансов Российской Федерации во внимание не принимаются, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пунктом 1 части 1), 289 и частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.01.2007 по делу N А43-32313/2006-23-642 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.

Арбитражному суду Нижегородской области выдать исполнительный лист.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

СИНЯКИНА Т.В.

Судьи

КАШИРСКАЯ Н.А.

НОГТЕВА В.А.