Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.05.2007 по делу N А43-26200/2006-9-794 Принятие решений о проведении конкурса банков на право осуществления операций с бюджетными средствами не относится к компетенции министерства финансов субъекта РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 17 мая 2007 года Дело N А43-26200/2006-9-794“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Ногтевой В.А., судей Отдельной Л.И., Синякиной Т.В., при участии представителей от заявителя: Щепалиной Н.П. по доверенности от 27.12.2006 N 98, от ответчика: Арефьевой А.В. по доверенности от 13.12.2006 N 05/4926, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области на решение от 02.10.2006 Арбитражного суда Нижегородской области и на постановление от 14.03.2007 Первого арбитражного апелляционного суда по делу N А43-26200/2006-9-794, принятые судьями Сандовой Е.М., Протасовым Ю.В., Урлековым В.Н., Захаровой Т.А., по заявлению
Министерства финансов Нижегородской области о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области и

УСТАНОВИЛ:

Министерство финансов Нижегородской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительными решения от 29.06.2006 N 05/2579 и предписания от 29.06.2006 N 2580 Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - УФАС по Нижегородской области, Управление).

Суд первой инстанции решением от 02.10.2006 удовлетворил заявление: признал незаконными обжалуемые решение и предписание УФАС по Нижегородской области. Суд посчитал ошибочным определение Министерства в качестве субъекта выявленного УФАС по Нижегородской области правонарушения, касающегося ограничения доступа кредитных организаций в сфере льготного целевого кредитования граждан на газификацию жилья, поскольку к компетенции данного органа не относится принятие решений о проведении конкурса банков на очередной год; при заключении с Волго-Вятским банком Сбербанка России дополнительных соглашений к соглашению от 26.06.2001 N 2 Министерство действовало в соответствии с результатами конкурса и распоряжениями Правительства Нижегородской области, не оспоренными в судебном порядке.

Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 14.03.2007 оставил решение от 02.10.2006 без изменения по тем же мотивам.

Не согласившись с состоявшимися судебными актами, УФАС по Нижегородской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 02.10.2006 и постановление от 14.03.2007 и отказать в удовлетворении заявления Министерства.

Заявитель жалобы полагает, что УФАС по Нижегородской области обоснованно признало субъектом правонарушения Министерство. Объективной стороной нарушения по статье 12 Закона о защите конкуренции на рынке финансовых услуг является совершение действий, ограничивающих конкуренцию на рынке финансовых услуг. Такие действия в рассматриваемом случае выразились в заключении Министерством дополнительных
соглашений, предоставляющих Волго-Вятскому банку Сбербанка России (победителю конкурса, проведенного в 2001 году) возможность заключать новые кредитные договоры с физическими лицами в последующие годы.

Заявитель также указывает, что в соответствии с распоряжением Правительства Нижегородской области от 01.03.2006 N 132-р Министерство является государственным заказчиком Нижегородской области на 2006 год, а потому имело право внести предложения по проведению конкурса на право осуществления операций с бюджетными средствами.

УФАС по Нижегородской области оспаривает вывод судов о том, что при заключении дополнительных соглашений Министерство действовало на основании распоряжений Правительства Нижегородской области о льготном кредитовании граждан на очередной год, поскольку указанные акты такого предписания не содержат. Министерству лишь поручено обеспечить наличие в бюджете области денежных средств для погашения областной доли процентной ставки по уже выданным гражданам кредитам.

Законность решения от 02.10.2006 Арбитражного суда Нижегородской области и постановления от 14.03.2007 Первого арбитражного апелляционного суда по делу N А43-26200/2006-9-794 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, УФАС по Нижегородской области возбудило в отношении Министерства финансов Нижегородской области дело N 035-ФАС52-ФР-12,13-05/05-06 о нарушении антимонопольного законодательства.

По результатам рассмотрения дела комиссия Управления вынесла решение от 29.06.2006 N 05/2579 о признании Министерства нарушителем статей 12 и 13 Федерального закона “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг“.

По мнению антимонопольного органа, нарушение выразилось в привлечении Министерством финансов Нижегородской области Волго-Вятского банка Сбербанка России (далее Банк) к осуществлению операций со средствами бюджета Нижегородской области в рамках дополнительных соглашений от 13.05.2002 N 1, от 16.07.2003 N 2, от 24.05.2004 N 3, от 28.04.2005
N 4 и от 25.04.2006 N 5 без проведения конкурса, а именно в привлечении Банка к программе льготного кредитования газификации жилья, при которой часть ставки по кредитам, выдаваемым Банком, компенсировалась до фиксированного уровня за счет средств областного (местного) бюджета. Указанные действия Министерства привели к тому, что иные кредитные организации были лишены возможности выйти на рынок льготного кредитования.

На основании решения от 29.06.2006 N 05/2579 Управление выдало Министерству предписание от 29.06.2006 N 05/2580 прекратить нарушение антимонопольного законодательства в части непроведения конкурса при привлечении финансовых организаций для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, ограничения конкуренции на рынке банковских услуг, ущемления иных кредитных организаций, предоставления одной или нескольким финансовым организациям льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим финансовым организациям, работающим на одном и том же рынке финансовых услуг; в срок до 15.07.2006 внести изменения в заключенное с Банком соглашение от 26.06.2001 N 2, предусматривающее действие данного соглашения исключительно в рамках существующих обязательств.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг“ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вправе принимать нормативные правовые акты и (или) совершать действия, в том числе согласованные действия с финансовыми организациями, ограничивающие конкуренцию на рынке финансовых услуг, направленные на создание необоснованно благоприятных условий отдельным финансовым организациям и (или) ущемляющие интересы других финансовых организаций, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации также запрещается: необоснованно препятствовать созданию новых финансовых организаций на рынке финансовых услуг; ограничивать иначе, как на основании федерального закона, доступ финансовых организаций на рынок финансовых услуг или
устранять с него финансовые организации; препятствовать деятельности финансовых организаций на рынке финансовых услуг; устанавливать нормы, ограничивающие потребителям финансовых услуг выбор финансовых организаций, которые их предоставляют; предоставлять одной или нескольким финансовым организациям льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим финансовым организациям, работающим на одном и том же рынке финансовых услуг.

На основании статьи 13 Закона перечень финансовых организаций, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета, определяется путем проведения открытого конкурса.

В статье 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых отношений) также предусмотрено, что государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе, если иное не установлено федеральными законами, законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Таким образом, в случае выделения бюджетом средств для осуществления операций, не связанных с ранее заключенными государственными контрактами, организации привлекаются к осуществлению операций с данными средствами на конкурсной основе.

Вместе с тем в соответствии со статьей 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти осуществляют исполнение бюджета.

В статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации - это орган государственной власти субъекта Российской Федерации, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.

Согласно статье 1 Закона Нижегородской области от 09.04.2001 N 176-З “О Правительстве Нижегородской области“ Правительство Нижегородской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области (далее - Правительство). Правительство исполняет областной бюджет и готовит отчет об исполнении областного бюджета (статья 14 данного Закона).

Администрация Нижегородской области
постановлением от 17.04.2001 N 86 утвердила Положение о порядке предоставления льготного целевого кредита населению на газификацию жилья и инвестиционного кредита на строительство газовых магистралей. Этим же постановлением департаменту финансов администрации области было предписано организовать проведение конкурса по отбору уполномоченных банков и заключение с ними договоров на реализацию настоящего Положения.

Из материалов дела усматривается, что первоначально (в 2001 году) конкурс проводился на основании отдельного распоряжения администрации Нижегородской области от 29.05.2001 N 980-р, то есть Министерство финансов Нижегородской области в рамках льготного целевого кредитования граждан на газификацию жилья было уполномочено на проведение конкурса лишь в 2001 году.

Впоследствии (в 2002 - 2006 годах) Министерство финансов Нижегородской области осуществляло перечисление Банку денежных средств на основании отдельных распоряжений Правительства Нижегородской области от 28.03.2002 N 160-р, от 09.06.2003 N 325-р, от 29.03.2004 N 151-р и от 24.03.2006 N 201-р. В данных распоряжениях эти средства указывались в совокупности с суммой, направляемой на компенсацию процентной ставки по уже заключенным кредитным договорам, и Министерство не наделялось правами на проведение конкурса и распоряжение данными средствами. Контроль же за исполнением приведенных распоряжений был возложен на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области.

При указанных обстоятельствах, с учетом названных норм бюджетного законодательства, суды двух инстанций правомерно пришли к выводу о том, что Министерство финансов Нижегородской области не является субъектом выявленного правонарушения. Предписание УФАС по Нижегородской области от 29.06.2006 N 05/2580, выданное в адрес Министерства финансов Нижегородской области, неисполнимо.

Оспариваемые судебные акты о признании незаконными решения от 29.06.2006 N 05/2579 и предписания от 29.06.2006 N 05/2580 УФАС по Нижегородской области приняты в соответствии с нормами материального
права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено. Кассационная жалоба Управления удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение от 02.10.2006 Арбитражного суда Нижегородской области и постановление от 14.03.2007 Первого арбитражного апелляционного суда по делу N А43-26200/2006-9-794 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

НОГТЕВА В.А.

Судьи

ОТДЕЛЬНАЯ Л.И.

СИНЯКИНА Т.В.