Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.05.2007 по делу N А28-10445/2006-332/12 Постановление налогового органа о привлечении к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники правомерно признано незаконным, так как при осуществлении наличных денежных расчетов при продаже товаров предприниматель использовал бланки строгой отчетности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 16 мая 2007 года Дело N А28-10445/2006-332/12“

(извлечение)

Индивидуальный предприниматель обратилась в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Кировской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 28.11.2006 N 33 о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 29.01.2007 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Инспекция не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

По мнению заявителя жалобы, суд сделал
ошибочный вывод о том, что Предприниматель оказывала ритуальные услуги, а не осуществляла розничную продажу товаров, вследствие чего правомерно не применяла контрольно-кассовую технику.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Предприниматель заявила ходатайство о рассмотрении жалобы в свое отсутствие.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 21.11.2006 Инспекция провела проверку соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники в принадлежащем Предпринимателю магазине “Ритуал“ (расположенном по адресу: п. Уни) и установила, что контрольно-кассовая машина в магазине отсутствует, а при осуществлении наличных денежных расчетов при продаже товаров неправомерно используются бланки строгой отчетности формы БО-13.

Усмотрев в действиях Предпринимателя признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 14.5 КоАП РФ, уполномоченное должностное лицо Инспекции составило протокол от 21.11.2006 N 06030033, на основании которого руководитель налогового органа принял постановление от 28.11.2006 N 33 о назначении нарушителю штрафа в сумме 3000 рублей.

Предприниматель посчитала данное постановление незаконным и обжаловала его в арбитражный суд.

Руководствуясь статьей 14.5 КоАП РФ, пунктами 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Предпринимателя состава административного правонарушения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

Статьей 2 (пункт 1) Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт“ (далее - Закон) на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность при осуществлении наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг применять контрольно-кассовую технику.

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения контрольно-кассовых машин является административным правонарушением, ответственность за которое установлена в статье 14.5 КоАП РФ.

Согласно пункту 2 статьи 2 Закона организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Таким образом, неприменение контрольно-кассовой техники допускается лишь при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности (в случае оказания услуг населению); при невыдаче указанных документов юридические лица и предприниматели несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины.

Во исполнение пункта 2 статьи 2 Закона Правительство Российской Федерации постановлением от 31.03.2005 N 171 утвердило Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение).

К бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, относятся квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов (пункт 2 Положения), которые должны содержать реквизиты, указанные в пунктах 5, 7 Положения.

Формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с Положением, предусмотренным настоящим постановлением, но не позднее 1 сентября 2007 года (пункт 2 постановления
Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171).

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей гражданка осуществляет деятельность в области организации похорон и предоставление связанных с ними услуг.

Привлекая Предпринимателя к ответственности по статье 14.5 КоАП РФ, Инспекция исходила из того, что Предприниматель осуществляет продажу ритуальных принадлежностей и поэтому обязана применять контрольно-кассовую технику, а не бланки строгой отчетности.

Арбитражный суд Кировской области исследовал и оценил представленные в дело доказательства и установил, что фактически Предприниматель оказывала населению услуги (в том числе комплектовала ритуальные принадлежности) и поэтому правомерно при осуществлении наличных денежных расчетов применяла бланк строгой отчетности установленной формы БО-13(02). Используемые бланки содержали все необходимые реквизиты и обеспечивали необходимый учет. Доказательства, подтверждающие факт реализации (акт контрольной закупки) и свидетельствующие об осуществлении продажи ритуальных принадлежностей, а не об оказании услуг, в материалах дела отсутствуют.

При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод об отсутствии в действиях Предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 14.5 КоАП РФ.

Доводы заявителя жалобы во внимание не принимаются, поскольку направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.

Арбитражный суд Кировской области правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта. Кассационная жалоба Инспекции удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 29.01.2007 Арбитражного суда Кировской области по делу N
А28-10445/2006-332/12 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Кировской области - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.