Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.05.2007 по делу N А28-7464/2006-265/21 В отношении налогоплательщика, не уплатившего разницу между суммой подлежащего уплате ЕСН и суммой уплаченных за отчетный период ежемесячных авансовых платежей до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, начисляются пени с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который должны быть уплачены авансовые платежи.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 14 мая 2007 года Дело N А28-7464/2006-265/21“
(извлечение)
Открытое акционерное общество (далее - ОАО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову (далее - Инспекция, налоговый орган) от 04.07.2006 N 21-6320 в части начисления пеней по единому социальному налогу в сумме 252413 рублей 65 копеек.
Решением от 24.10.2006 Арбитражного суда Кировской области в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением от 07.02.2007 Второго арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми по делу судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, указав на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Сославшись на пункт 3 статьи 3, статьи 237, 240, 243 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 24, 26 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, заявитель считает, что начисление пеней по единому социальному налогу в случае наличия его неуплаты по итогам отчетных периодов и при отсутствии таковой по итогам налогового периода является необоснованным, поскольку приводит к увеличению налоговой нагрузки налогоплательщика.
В судебном заседании представитель Общества подтвердил позицию, изложенную в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция возразила против доводов Общества, указав на законность принятых судебных актов.
Налоговый орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направил.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку ОАО, в том числе по вопросу правильности исчисления и уплаты единого социального налога за период с 01.01.2003 по 31.12.2005, результаты которой оформила актом от 08.06.2006 N 21-204.
В ходе проверки налоговый орган установил занижение в 2003 - 2005 годах единого социального налога, подлежащего перечислению в федеральный бюджет, вследствие применения налогового вычета в виде начисленных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, но фактически не уплаченных Обществом в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. На сумму, признанную занижением налога, в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации Обществу начислены пени в сумме 252413 рублей 65 копеек.
По результатам проверки заместитель руководителя налогового органа принял решение от 04.07.2006 N 21-6320, в котором предложил уплатить ОАО в том числе указанную сумму пеней по единому социальному налогу.
Общество обжаловало решение Инспекции в данной части в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 52 - 55, 75, 240, 243 Налогового кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Кировской области отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу о правомерном начислении пеней по единому социальному налогу в спорной сумме.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Порядок исчисления единого социального налога налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, установлен в статье 243 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии с пунктом 2 данной статьи сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“.
В пункте 3 названной статьи Кодекса установлено, что в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики единого социального налога производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
В случае если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Таким образом, законодатель установил, что разница между суммой налога и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей определяется по итогам отчетного периода.
Указанная разница подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу, который представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Следовательно, налогоплательщикам, выполнившим данное требование, не могут начисляться пени.
В то же время при невыполнении данного условия налогоплательщик считается не исполнившим обязанность по уплате разницы между суммой налога и суммой уплаченных авансовых платежей в срок.
В соответствии со статьей 75 Кодекса пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Поскольку уплата ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу производится не позднее 15-го числа следующего месяца, то и пени в отношении налогоплательщика, не уплатившего указанную выше разницу не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, должны начисляться с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который должны быть уплачены авансовые платежи.
Как видно из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, сумма примененного Обществом вычета по единому социальному налогу в течение всех отчетных периодов 2003 - 2005 годов превышала сумму фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за те же периоды. Данный факт Общество не отрицает.
На 20-е число месяца, следующего за каждым отчетным периодом в течение 2003 - 2005 годов, разница между суммой примененного налогового вычета и суммой фактически уплаченного страхового взноса на обязательное пенсионное страхование за тот же период не погашена.
Пени в сумме 252413 рублей 65 копеек начислены Инспекцией на сумму заниженного единого социального налога с 16-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, с учетом уплаченных сумм страховых взносов, до момента уплаты рассматриваемой разницы.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования в обжалуемой части.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Кировской области и Вторым арбитражным апелляционным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине с кассационной жалобы подлежат отнесению на ОАО.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.10.2006 Арбитражного суда Кировской области и постановление от 07.02.2007 Второго арбитражного апелляционного суда по делу N А28-7464/2006-265/21 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанные с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на открытое акционерное общество.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.