Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.05.2007 по делу N А28-5872/2006-127/23 Решение налогового органа о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании правомерно признано недействительным, так как полномочиями по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов наделены только территориальные органы Пенсионного фонда РФ, налоговые органы такими полномочиями не обладают.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 14 мая 2007 года Дело N А28-5872/2006-127/23“

(извлечение)

Открытое акционерное общество (далее - ОАО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Кировской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 30.05.2006 N 33 “О привлечении налогоплательщика (налогового агента) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“ и недействительным решения от 30.05.2006 N 33 “О привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании“.

Решением от 23.10.2006 Арбитражного суда Кировской области заявленное требование удовлетворено частично. Признаны недействительными решение Инспекции от 30.05.2006 N
33 “О привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании“ и решение от 30.05.2006 N 33 “О привлечении налогоплательщика (налогового агента) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“ в части налога на доходы физических лиц в сумме 8196 рублей, штрафа за неуплату налога на доходы физических лиц в сумме 1639 рублей 21 копейки, налога на добавленную стоимость в сумме 477 рублей, штрафа за неуплату налога на добавленную стоимость в сумме 95 рублей 40 копеек, а также пеней, начисленных на суммы этих налогов. В удовлетворении остальной части требований ОАО отказано.

В апелляционном суде дело не рассматривалось.

Инспекция не согласилась с решением суда первой инстанции в части признания недействительным решения от 30.05.2006 N 33 “О привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании“ и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Сославшись на пункт 2 статьи 10, статьи 17, 25, пункт 2 статьи 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ и статью 82 Налогового кодекса Российской Федерации, заявитель считает, что штраф за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на основании пункта 2 статьи 27 названного Федерального закона N 167-ФЗ взыскивается налоговыми органами.

Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.

Общество заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направила.

Рассмотрение кассационной жалобы налогового органа откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 12.04.2007 и 14.05.2007.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена
Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку ОАО за период с 01.01.2003 по 31.03.2006, результаты которой оформила актом от 10.05.2006 N 33.

В ходе проверки в числе прочих нарушений установлена неполная уплата Обществом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2003 - 2005 годы в сумме 83318 рублей в результате неправомерного занижения налогооблагаемой базы.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель Инспекции принял решение от 30.05.2006 N 33 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании по пункту 2 статьи 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ в виде взыскания штрафа в сумме 16663 рублей 60 копеек. В этом же решении Обществу предложено уплатить 83318 рублей страховых взносов и 10761 рубль 47 копеек пеней.

Руководствуясь подпунктом 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“, пунктом 3 статьи 9 и статьей 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, Арбитражный суд Кировской области удовлетворил заявленное требование в обжалуемой части. Суд пришел к выводу о том, что Общество привлечено к ответственности за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование неуполномоченным лицом - налоговым органом.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В пункте 2 статьи 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ)
предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий.

На основании пунктов 1, 2 статьи 25 Федерального закона N 167-ФЗ контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления указанной задолженности.

Согласно пункту 3 названной статьи взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.

В случае, если размер причитающейся к уплате суммы превышает: в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей либо если страхователем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (пункт 4 статьи 25 Федерального закона N 167-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 25.1 Федерального закона N 167-ФЗ до принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок
со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

В случае, если страхователь добровольно не уплатил недоимку по страховым взносам, пени и штрафы в размере и срок, которые указаны в требовании об их уплате, соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (пункт 5 статьи 25.1 Федерального закона N 167-ФЗ).

Из приведенных норм следует, что контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами. Полномочиями по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов наделены только территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, налоговые органы такими полномочиями не обладают. Правовых оснований для применения налоговыми органами к плательщику страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ответственности за нарушения, предусмотренные в пункте 2 статьи 27 Федерального закона N 167-ФЗ, не имеется.

С учетом изложенного Арбитражный суд Кировской области сделал правильный вывод о том, что Общество привлечено к ответственности по пункту 2 статьи 27 Федерального закона N 167-ФЗ неуполномоченным органом и обоснованно признал оспариваемое решение Инспекции недействительным в данной части.

Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине с кассационной жалобы подлежат отнесению на Инспекцию.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского
округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 23.10.2006 Арбитражного суда Кировской области по делу N А28-5872/2006-127/23 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Кировской области - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Кировской области государственную пошлину в размере 1000 рублей, связанную с рассмотрением кассационной жалобы.

Арбитражному суду Кировской области исполнительный лист выдать.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.