Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.05.2007 по делу N А29-8248/2006-2э С 01.01.2006 страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, пени и санкции в размере менее установленного предела взыскиваются по решению территориальных органов Пенсионного фонда РФ, в том числе с бюджетных организаций, без обращения в суд.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 4 мая 2007 года Дело N А29-8248/2006-2э“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Ногтевой В.А., судей Прониной С.А., Синякиной Т.В., без участия представителей, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми на определение от 09.01.2007 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-8248/2006-2э, принятое судьей Тугаревым С.В., по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми о взыскании с федерального государственного учреждения “Дирекция строительства аэропорта “Сыктывкар“ страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и
пеней и

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми (далее - Управление, пенсионный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о взыскании с федерального государственного учреждения “Дирекция строительства аэропорта “Сыктывкар“ (далее - ФГУ “Дирекция САС“) 24112 рублей недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и 3397 рублей 37 копеек пеней.

Суд первой инстанции определением от 09.01.2007 прекратил производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указав, что действующим законодательством предусмотрен внесудебный, административный порядок взыскания спорной суммы.

В арбитражный суд апелляционной инстанции определение от 09.01.2007 не обжаловалось.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение от 09.01.2007.

По мнению заявителя, суд не принял во внимание то обстоятельство, что заинтересованным лицом выступает федеральное государственное учреждение. К спорным правоотношениям подлежала применению статья 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающая иммунитет бюджетов. При указанных обстоятельствах, как полагает Управление, недоимка по страховым взносам и пени подлежали взысканию только в судебном порядке независимо от размера задолженности.

По утверждению заявителя, на момент принятия оспариваемого судебного акта, пенсионный орган утратил право на бесспорное взыскание долга, поскольку истек двухмесячный срок на принятие решения о взыскании недоимки (пеней), предусмотренный в пункте 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законность определения от 09.01.2007 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-82-48/2006-2э проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Управление установило
неуплату ФГУ “Дирекция САС“ по итогам полугодия 2006 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 24112 рублей. В связи с несвоевременной уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование пенсионный орган начислил пени в размере 3397 рублей 37 копеек. Об уплате указанной задолженности и пеней в адрес ФГУ “Дирекция САС“ направлено требование от 18.09.2006 N 4167.

Учреждение в добровольном порядке требование не исполнило, поэтому пенсионный орган 27.10.2006 обратился за взысканием названной суммы в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 4 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Согласно части 1 статьи 213 Кодекса государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) в редакции, действовавшей до 01.01.2006, предусматривал исключительно судебный порядок взыскания органами Пенсионного фонда Российской Федерации недоимки по страховым взносам, пеней и санкций.

Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и
признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров“ (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2006, изменен ранее действовавший порядок взыскания задолженности по упомянутым обязательным платежам и санкциям.

В силу пунктов 3 и 4 статьи 25 Федерального закона N 167-ФЗ (в редакции Федерального закона N 137-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пяти тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона. В случае, если размер причитающейся к уплате суммы превышает: в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей либо если страхователем выступает физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Таким образом, с 01.01.2006 законом предусмотрен иной порядок взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и санкций в установленных пределах: они взыскиваются по решению территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации без обращения в суд.

В рассматриваемом случае Управление обратилось в Арбитражный суд Республики Коми за взысканием с ФГУ “Дирекция САС“ задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеней в сумме 27509 рублей 32 копейки 27.10.2006, то есть после введения в действие Федерального закона N 137-ФЗ. Размер взыскиваемой пенсионным органом задолженности меньше установленного
Федеральным законом N 167-ФЗ предела, за взысканием которого пенсионный орган вправе обратиться в арбитражный суд.

С учетом изложенного Арбитражный суд Республики Коми правомерно прекратил производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Довод Управления о пропуске срока для внесудебного взыскания спорной суммы задолженности на момент рассмотрения спора в арбитражном суде отклоняется. Федеральный закон N 137-ФЗ установил новый, внесудебный порядок взыскания недоимки, пеней и штрафов по обязательному пенсионному страхованию, а потому пункт 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации по аналогии в данном случае не применяется.

Подлежит отклонению как несостоятельный и довод Управления об отсутствии у него полномочий на бесспорное списание денежных средств со счета бюджетной организации.

Федеральный закон N 137-ФЗ не предусматривает иной, особый порядок исчисления, уплаты и взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для бюджетных организаций. Статья 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям не применяется.

Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного кассационная жалоба Управления удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение от 09.01.2007 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-8248/2006-2э оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

НОГТЕВА В.А.

Судьи

ПРОНИНА С.А.

СИНЯКИНА Т.В.