Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.05.2007 по делу N А43-27317/2006-6-652 В целях исчисления транспортного налога автомобили марки ГАЗ-33021 отнесены к классу грузовых автомобилей.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 3 мая 2007 года Дело N А43-27317/2006-6-652“

(извлечение)

Индивидуальный предприниматель (далее - Предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным уведомления от 29.05.2006 N 8933 и требования от 06.06.2006 N 24331 Инспекции Федеральной налоговой службы России по Нижегородскому району Нижнего Новгорода (далее - Инспекция, налоговый орган) и о возврате из бюджета уплаченного транспортного налога в сумме 2700 рублей.

Решением суда первой инстанции от 09.10.2006 заявленные требования удовлетворены частично: производство по делу в части возврата транспортного налога в сумме 2700 рублей прекращено в связи с отказом заявителя от данного требования; требование от
06.06.2006 N 24331 признано недействительным. В удовлетворении остальной части заявления отказано.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2007 решение суда оставлено без изменения.

Предприниматель не согласился с принятыми по делу судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили Конвенцию о дорожном движении (Вена, 01.11.1968), ратифицированную указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII, применили не подлежащий применению пункт 16 Методических рекомендаций по применению главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации “Транспортный налог“, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.04.2003 N БГ-3-21/177, не применили подлежащее применению Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденное совместным приказом от 23.06.2005 Министерства внутренних дел Российской Федерации N 496, Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации N 192 и Министерством экономического развития Российской Федерации N 134. По мнению Предпринимателя, автомобиль ГАЗ-33021 относится к категории “В“, в связи с чем при применении ставки по транспортному налогу необходимо применять ставку, установленную для легковых автомобилей.

Инспекция в отзыве на кассационную жалобу возразила против доводов Предпринимателя и указала на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.

Законность решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекция направила Предпринимателю уведомление от 29.05.2006 N 8933 об уплате транспортного налога за 2006 год на сумму 1800 рублей и требования от 06.06.2006 N 24331 об
уплате данного налога за 2003, 2004 и 2005 годы. При этом транспортный налог на автомобиль марки ГАЗ-33021 исчислен по ставке грузового автомобиля.

Налогоплательщик не согласился с данными ненормативными актами и обжаловал их в арбитражный суд.

Руководствуясь статьями 48, 356, 361 Налогового кодекса Российской Федерации, Законом Нижегородской области от 21.11.2002 N 71-З “О транспортном налоге“, Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, Конвенцией о дорожном движении (Вена, 01.11.1968), ратифицированной указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII, и пунктом 16 Методических рекомендаций по применению главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации “Транспортный налог“, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.04.2003 N БГ-3-21/177, суд первой инстанции сделал вывод о правомерности применения ставки транспортного налога для автомобиля марки ГАЗ-33021 как для грузового автомобиля, в связи с чем отказал в удовлетворении требования о признании недействительным уведомления от 29.05.2006 N 8933. В части признания недействительным требования 06.06.2006 N 24331, суд удовлетворил заявленное требование Предпринимателя ввиду пропуска срока на его выставление, прекратил производство по делу в части возврата транспортного налога в сумме 2700 рублей в связи с отказом заявителя от данного требования.

Первый арбитражный апелляционный суд руководствовался этими же нормами законодательства и согласился с выводами суда первой инстанции.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса, если иное
не предусмотрено настоящей статьей.

В пункте 1 статьи 358 Кодекса определено, что объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 359 Кодекса налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств, в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства (статья 361 Кодекса).

В статье 6 Закона Нижегородской области от 21.11.2002 N 71-З “О транспортном налоге“ на легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил включительно установлена налоговая ставка 12 рублей, на грузовые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил включительно - 20 рублей.

В соответствии с приказом Министерства налоговой службы Российской Федерации от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 “Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 28 “Транспортный налог“ части второй Налогового кодекса Российской Федерации“ при определении видов автотранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, отраслевой нормалью автомобильной промышленности ОН 025 270-66 и Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII.

Спорный автомобиль зарегистрирован в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. В выданных паспортах транспортного средства
указаны категория “В“ и тип - бортовые.

Согласно Конвенции о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII, категория “В“ означает, что транспортное средство может быть отнесено как к механическому транспортному средству для перевозки пассажиров, имеющему не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя), так и к механическому транспортному средству для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, то есть как к легковому, так и к грузовому транспортному средству.

В пункте 25 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом от 23.06.2005 Министерства внутренних дел Российской Федерации N 496, Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации N 192 и Министерством экономического развития Российской Федерации N 134, установлено, что в строке “1. Идентификационный номер (VIN)“ (далее - VIN) в паспорте транспортного средства указываются арабскими цифрами и буквами латинского алфавита условные обозначения, присвоенные транспортному средству.

Первая часть VIN, позволяющая идентифицировать изготовителя транспортного средства, состоит из трех букв или букв и цифр, обозначающих географическую зону, код страны и код изготовителя транспортного средства, присвоенные в установленном порядке.

Вторая часть VIN является описательной частью идентификационного номера и состоит из шести знаков, обозначающих транспортное средство согласно конструкторской документации.

Третья часть VIN является указательной частью и состоит из восьми цифр или букв, из которых последние четыре знака должны быть цифрами. На первом знаке может указываться код года изготовления транспортного средства или модельного года в соответствии со Сравнительной таблицей цифр и букв, используемых в идентификационных номерах в качестве кода года изготовления транспортного средства или шасси
транспортного средства, на последующих знаках - порядковый номер транспортного средства.

В паспорте транспортного средства ГАЗ-33021 указан идентификационный номер (VIN) - ХТН 330210S1542209.

Согласно отраслевой нормали ОН 025270-66, регламентирующей классификацию и систему обозначения автомобильного подвижного состава, вторая цифра идентификационного номера (VIN) указывает на тип автомобильного транспортного средства - грузовой автомобиль или пикап обозначаются цифрой 3. Таким образом, автомобиль марки ГАЗ-33021 относится к типу грузовых.

В третьей строке “Наименование (тип ТС)“ паспорта транспортного средства указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства или в другом документе, подтверждающем соответствие конструкции установленным требованиям безопасности.

Согласно Общероссийскому классификатору автомобиль марки ГАЗ-33021 (бортовой) относится к автомобилям грузовым (автомобилям общего назначения: бортовым, фургонам, автомобилям-тягачам, автомобилям-самосвалам), код 15 3410020.

Таким образом, при отнесении спорного автомобиля к определенной категории транспортных средств, поименованных в статье 361 Кодекса, следует руководствоваться всей совокупностью имеющихся документов и представленных в дело доказательств, из которых следует, что данный автомобиль относится к грузовым.

При таких обстоятельствах Инспекция правильно применила при исчислении транспортного налога за 2006 год налоговую ставку в размере 20 рублей.

С учетом изложенного Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правомерно отказали Предпринимателю в удовлетворении заявления в части признания недействительным уведомления налогового органа от 29.05.2006 N 8933.

Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, суд первой инстанции и апелляционный суд не допустили.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине с кассационной жалобы
в сумме 50 рублей относятся на Предпринимателя, однако в связи с уплатой им государственной пошлины по квитанции от 19.03.2007 в сумме 100 рублей излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 50 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 09.10.2006 Арбитражного суда Нижегородской области и постановление от 08.02.2007 Первого арбитражного апелляционного суда по делу N А43-27317/2006-6-652 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя - без удовлетворения.

Государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 50 рублей отнести на индивидуального предпринимателя.

Возвратить индивидуальному предпринимателю из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 50 рублей, уплаченную по квитанции от 19.03.2007.

Справку на возврат государственной пошлины выдать.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.