Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.05.2007 по делу N А29-5754/2006-2Э Жилые объекты недвижимости правомерно приняты в муниципальную собственность, так как порядок принятия решения о передаче данного имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность соблюден.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 3 мая 2007 года Дело N А29-5754/2006-2Э“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Князевой Г.А., судей Апряткиной Г.С., Шишкиной Е.Н., при участии представителей от истца: Мартыновой Л.М. по доверенности от 28.04.2007, Говыриной Г.А. по доверенности от 28.04.2007, Ходаевой А.А. по доверенности от 02.02.2007, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - администрации муниципального района “Усть-Вымский“ на решение от 15.09.2006 Арбитражного суда Республики Коми и на постановление от 27.12.2006 Второго арбитражного апелляционного суда по делу N А29-5754/2006-2Э, принятые судьями Козловым О.Г., Дьяконовой Т.М., Тетерваком А.В., Губиной Л.В., по иску федерального государственного учреждения “Исправительная
колония N 31“ к администрации муниципального района “Усть-Вымский“ и Совету муниципального района “Усть-Вымский“ об обязании принять имущество в муниципальную собственность, третьи лица - Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Коми, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Коми, и

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное учреждение “Исправительная колония N 31“ (далее - Учреждение, Колония) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к администрации муниципального района “Усть-Вымский“ (далее - Администрация) и к Совету муниципального района “Усть-Вымский“ (далее - Совет) об обязании принять в муниципальную собственность следующие строения:

- двенадцатиквартирный двухэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, город Микунь, улица Строительная, дом 33;

- восьмиквартирный двухэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, город Микунь, улица Южная, дом 9;

- восьмиквартирный двухэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, город Микунь, улица Южная, дом 13;

- восьмиквартирный двухэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, город Микунь, улица Южная, дом 4;

- шестиквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, город Микунь, улица Водораздельная, дом 1;

- шестиквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, город Микунь, улица Водораздельная, дом 3;

- шестиквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, город Микунь, улица Новосельская, дом 1;

- одноквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, поселок Шежам, дом 1;

- одноквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, поселок Шежам, дом 2;

- одноквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, поселок Шежам, дом 3;

- одноквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, поселок Шежам, дом 4;

- одноквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика
Коми, поселок Шежам, дом 5;

- одноквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, поселок Шежам, дом 6;

- одноквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, поселок Шежам, дом 7;

- одноквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, поселок Шежам, дом 8;

- одноквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, поселок Шежам, дом 9;

- одноквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, поселок Шежам, дом 10;

- одноквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, поселок Шежам, дом 11;

- одноквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, поселок Шежам, дом 12;

- одноквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, поселок Шежам, дом 13;

- одноквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, поселок Шежам, дом 14;

- одноквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, поселок Певью, улица Центральная, дом 3;

- одноквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, поселок Певью, улица Центральная, дом 6;

- одноквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, поселок Певью, улица Заречная, дом 7;

- одноквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, поселок Певью, улица Заречная, дом 9;

- одноквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, поселок Певью, улица Привокзальная, дом 7.

Кроме того, Учреждение просило обязать Совет утвердить перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность муниципального района “Усть-Вымский“, и обязать Администрацию осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности на упомянутые объекты.

Заявленные требования основаны на положениях постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность
республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“ (далее - постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1), пункте 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и мотивированы тем, что, несмотря на обращения Учреждения, Администрация не произвела действий по принятию в муниципальную собственность объектов жилого фонда.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Коми (далее - Регистрационная служба), Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Коми (далее - Теруправление).

Решением от 15.09.2006 Арбитражного суда Республики Коми, оставленным без изменения постановлением от 27.12.2006 Второго арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены в части обязания Администрации принять дома в муниципальную собственность. Обе судебные инстанции исходили из того, что обязанность передачи жилых домов в муниципальную собственность установлена постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1. Суд указал на выполнение истцом порядка передачи данных объектов, установленного законом.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Коми и постановление Второго арбитражного апелляционного суда в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.

Доводы заявителя сводятся
к следующему. Спорные объекты не могут быть приняты в муниципальную собственность, поскольку в нарушение требований пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) не используются органами местного самоуправления в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности. Отсутствует решение федерального органа исполнительной власти о передаче федерального имущества в муниципальную собственность.

Производство по настоящему делу подлежало прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку истец уже обращался в Арбитражный суд Республики Коми с таким же иском, который был удовлетворен решением от 12.12.2005 по делу N А29-10279/2005-2.

Теруправление в отзыве указало на правильность судебных актов и просило оставить их в силе.

В судебном заседании представители истца отклонили аргументы заявителя и обратили внимание на то, что Администрация длительное время уклоняется от принятия жилых домов в муниципальную собственность.

При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства явку представителей в третью инстанцию обеспечил только истец.

Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и заслушав представителей Учреждения, окружной суд не усмотрел
оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как видно из документов и установлено судом, спорные жилые дома находятся на праве оперативного управления у Учреждения с момента их постройки.

Осуществление функций по управлению жилым фондом не относится к выполнению задач специальной правоспособности Учреждения, поэтому последнее неоднократно обращалось к Администрации с просьбой принять жилые дома в муниципальную собственность. Администрация уклонялась от решения данного вопроса, что повлекло обращение Учреждения в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с пунктом 1 приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 к муниципальной собственности отнесены объекты жилищного фонда. Согласно пункту 2 упомянутого постановления объекты государственной собственности, приведенные в приложении N 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.

В силу пункта 11 статьи 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что собственник спорного имущества в лице Теруправления 16.05.2006 принял решение о передаче жилого фонда в муниципальную собственность и Совет решением от 18.03.2005 N 18/3-194 утвердил перечень жилого фонда, принимаемого в собственность муниципального района “Усть-Вымский“.

При указанных обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о соблюдении порядка передачи имущества из федеральной в муниципальную собственность и правомерно удовлетворил иск.

Довод заявителя о необходимости прекращения
производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверен и признан несостоятельным, поскольку к участию в деле N А29-10279/2005-2э не привлекался Совет муниципального района “Усть-Вымский“.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.

Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции и Вторым арбитражным апелляционным судом не допущено.

В связи с рассмотрением кассационной жалобы по существу определение от 04.04.2007 Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа о приостановлении исполнения решения от 15.09.2006 Арбитражного суда Республики Коми и постановления от 27.12.2006 Второго арбитражного апелляционного суда по делу N А29-5754/2006-2Э следует считать утратившим силу.

В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 15.09.2006 Арбитражного суда Республики Коми и постановление от 27.12.2006 Второго арбитражного апелляционного суда по делу N А29-5754/2006-2Э оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального района “Усть-Вымский“ - без удовлетворения.

Определение от 04.04.2007 Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа о приостановлении исполнения решения от 15.09.2006 Арбитражного суда Республики Коми и постановления от 27.12.2006 Второго арбитражного апелляционного суда по делу N А29-5754/2006-2Э следует считать утратившим силу.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

КНЯЗЕВА Г.А.

Судьи

АПРЯТКИНА
Г.С.

ШИШКИНА Е.Н.