Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.05.2007 по делу N А11-4262/2006-К2-24/313 При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика перед Пенсионным фондом РФ, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 3 мая 2007 года Дело N А11-4262/2006-К2-24/313“

(извлечение)

Дата изготовления в полном объеме 3 мая 2007 года.

Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2007 года.

Открытое акционерное общество (далее - Общество, Комбинат) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Владимирской области (далее - Инспекции, налоговый орган) от 15.05.2006 N 59-В в части начисления налога на прибыль в размере 118824 рублей, пеней в размере 15300 рублей 50 копеек и 23765 рублей штрафа.

Решением суда от 19.09.2006 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционного суда от 25.01.2007 судебный акт
оставлен без изменения.

Инспекция не согласилась с выводами судов и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении требований.

Податель жалобы считает, что суд неправильно применил пункт 18 статьи 250, подпункт 21 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации. Инспекция полагает, что она правомерно привлекла Общество к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, а также доначислила ему налог на прибыль и пени, поскольку списанная кредиторская задолженность по пеням перед Пенсионным фондом Российской Федерации, который является внебюджетным, подлежит учету при исчислении налогооблагаемой прибыли как внереализационный доход.

В отзыве на кассационную жалобу Общество не согласилось с доводами налогового органа, указало на законность и обоснованность принятых судебных актов и просило оставить их без изменения.

В судебном заседании представители Инспекции и Общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.

Законность обжалованных судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку деятельности Комбината за период с 01.01.2003 по 31.12.2004 и установила неправомерное занижение налоговой базы по налогу на прибыль в результате невключения в состав внереализационных доходов списанной кредиторской задолженности налогоплательщика перед Пенсионным фондом Российской Федерации по пеням.

По результатам проверки составлен акт от 21.04.2006 N 59-В, на основании которого руководитель Инспекции принял решение от 15.05.2006 N 59-В о взыскании с Общества 23765 рублей штрафа по налогу на прибыль по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской
Федерации. Этим же решением налогоплательщику предложено уплатить 118824 рубля недоимки по налогу на прибыль и 15300 рублей 50 копеек пеней за неуплату названного налога.

Не согласившись с решением Инспекции, Общество обжаловало его в арбитражный суд.

Руководствуясь статьями 247, 248, пунктом 18 статьи 250 и подпунктом 21 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Владимирской области удовлетворил требование Общества. При этом суд пришел к выводу об отсутствии у Инспекции оснований для начисления спорных сумм.

Апелляционный суд согласился с его выводом.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены судебных актов.

Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, под которой для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 248 Кодекса к доходам в целях главы 25 Кодекса относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

В пункте 18 статьи 250 Кодекса определено, что внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 22 пункта 1 статьи 251 Кодекса.

Одновременно в подпункте 21 пункта 1 статьи 251 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи
11 Кодекса под бюджетами (бюджетом) понимаются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты), бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты); под внебюджетными фондами - государственные внебюджетные фонды, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством.

В статье 16 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ установлено, что средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью и не входят в состав других бюджетов.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 17 упомянутого Федерального закона бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется, в частности, за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы относятся к бюджетным учреждениям, а доводы Инспекции о том, что государственные внебюджетные фонды не признаются бюджетами для целей налогообложения, отклоняются как не основанные на нормах права.

Суды установили, что на основании Федерального закона от 09.07.1999 N 155-ФЗ решения Инспекции от 01.01.2003 N 2 Обществу списана задолженность по уплате пеней в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 707283 рублей.

Исходя из изложенного и руководствуясь приведенными нормами, суды сделали правильный вывод о том, что у Инспекции не было оснований для включения спорной суммы пеней во внереализационные доходы Общества, и обоснованно признали решение Инспекции от 15.05.2006 N 59-В недействительным.

Суд первой инстанции и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае являются основанием для отмены судебных актов.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной
пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, относятся на Инспекцию.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 19.09.2006 Арбитражного суда Владимирской области и постановление от 25.01.2007 Первого арбитражного апелляционного суда по делу N А11-4262/2006-К2-24/313 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Владимирской области - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Владимирской области 1000 рублей государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы. Арбитражному суду Владимирской области выдать исполнительный лист.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.