Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.05.2007 по делу N А43-21362/2006-26-632 Суд правомерно сделал вывод об обязательности проведения субъектом хозяйственной деятельности поверки средств измерений, исходя из недоказанности фактического неиспользования спорных резервуаров в учетно-расчетных операциях и из направленности уставной деятельности на осуществление приемки, хранения и отгрузки, реализации нефтепродуктов. Заявка на проведение испытаний и утверждение типа средств измерений подается лицом, использующим средства измерений.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 2 мая 2007 года Дело N А43-21362/2006-26-632“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Николаева В.Ю., судей Ногтевой В.А., Прониной С.А., при участии представителей от истца: Прокопенко Т.Н. по доверенности от 25.12.2006 N 11-29-15/06, от ответчика: Рощина А.А. по доверенности от 30.11.2006 N 4/01-1470, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - открытого акционерного общества “Славнефть-Ярославнефтепродукт“ на решение от 18.09.2006 Арбитражного суда Нижегородской области и на постановление от 29.01.2007 Первого арбитражного апелляционного суда по делу N А43-21362/2006-26-632, принятые судьями Новиковой Н.Н., Протасовым Ю.В., Урлековым В.Н., Смирновой И.А., по заявлению открытого акционерного общества “Славнефть-Ярославнефтепродукт“
об оспаривании предписания Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.06.2006 N 83М-06/1 и

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Славнефть-Ярославнефтепродукт“ (далее - ОАО “Славнефть-Ярославнефтепродукт“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением об оспаривании предписания Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Управление, административный орган) от 27.06.2006 N 83М-06/1.

Суд первой инстанции решением от 18.09.2006 отказал в удовлетворении заявления, руководствуясь статьями 7, 11 Федерального закона от 03.04.1996 N 28-ФЗ “Об энергосбережении“ (далее - Федеральный закон N 28-ФЗ), статьями 1, 5, 9, 15 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 N 4871-1 “Об обеспечении единства измерений“ (далее - Закон N 4871-1), Правилами технической эксплуатации нефтебаз, утвержденными приказом Министерства энергетики России от 19.06.2003 N 232 и положениями устава Общества. Суд исходил из отсутствия при вынесении оспариваемого распоряжения нарушений действующего законодательства и процедуры вынесения предписания.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2007 решение оставлено без изменения.

Не согласившись с состоявшимися судебными актами, ОАО “Славнефть-Ярославнефтепродукт“ обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.

По мнению лица, подавшего жалобу, суды при вынесении оспариваемых судебных актов неправильно применили нормы Федерального закона N 28-ФЗ без учета положений статьи 13 Закона N 4871-1. Резервуары, явившиеся объектом проверки, не относятся к средствам измерения, поскольку не участвуют в торговых операциях, взаимных расчетах и учетных операциях, а используются для внутренних нужд Общества. Следовательно, на владельца резервуаров не может быть возложена обязанность проведения поверки и государственного метрологического контроля и надзора. Обязанность Общества
осуществлять учет энергоресурсов в соответствии с Федеральным законом N 28-ФЗ обеспечена калибровкой резервуаров, которая относится к обязательным элементам, обеспечивающим названный учет. Калибровка резервуаров произведена аккредитованной организацией, градуировочные таблицы утверждены государственной метрологической службой, что подтверждает соблюдение порядка калибровки, установленного ГОСТом 8.570-2000 “Резервуары стальные вертикальные цилиндрические. Методика поверки“.

ОАО “Славнефть-Ярославнефтепродукт“ настаивает на том, что до настоящего времени тип резервуаров, используемых Обществом, не отнесен к средствам измерения в установленном законом порядке. Заявитель жалобы считает, что подтверждением утвержденного типа средств измерений, согласно статье 14 Федерального закона N 28-ФЗ, является решение Госстандарта России и включение на его основании в Государственный реестр средств измерений, который ведет Госстандарт России. Основанием внесения утвержденного типа средства измерения в Государственный реестр может служить только названное решение, но никак не положения ГОСТа.

Общество также указывает на неправомерность вывода арбитражного апелляционного суда в части возложения на пользователя резервуаров обязанности подачи заявки на проведение испытаний и утверждение типа средств измерений, ссылаясь на отсутствие документального подтверждения фактического применения им резервуаров в торговых и расчетных операциях.

Кроме того, суд не учел положения статьи 23 Закона N 4871-1, предусматривающей возможность как поверки, так и калибровки. Правовой статус калибровки позволяет использовать результаты калибровки, оформленные надлежащим образом, в качестве доказательств в арбитражном суде.

Ходатайство заявителя жалобы о приобщении дополнительных документов к материалам дела отклонено, как противоречащее статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель Общества поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе.

Управление в отзыве и устно в судебном заседании отклонило доводы кассационной жалобы, просило оставить в силе оспариваемые судебные акты, как законные и обоснованные.

Законность судебных актов по делу N А43-21362/2006-26-632 Арбитражного
суда Нижегородской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, с 20.06.2006 по 27.06.2006 Приволжское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на основании распоряжения от 13.06.2006 N 04/05-14/238 в рамках мероприятия по государственному контролю и надзору за соблюдением обязательных требований к нефтепродуктам метрологических правил и норм, а также за соблюдением требований законодательных и иных правовых актов Российской Федерации в области технического регулирования, обеспечения единства измерений, защиты прав потребителей, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов провело проверку выпуска, состояния и применения средств измерения, аттестованных методик выполнения измерений, эталонов и соблюдения метрологических правил и норм в цехе N 14, принадлежащем ООО “Славнефть-Ярославнефтепродукт“, расположенном по адресу: Нижегородская область, Сокольский район, поселок Сокольское.

В результате проверки установлены факты применения неповеренных средств измерений в сфере распространения государственного метрологического контроля и надзора - резервуаров РВС N 27 и 30, а также отсутствия методики выполнения измерений, применяемой при торговых и расчетных операциях энергоресурсов в части измерения массы нефти и нефтепродуктов, что отражено в акте от 27.06.2006 N 83М-06, составленном по результатам проверки.

На основании акта проверки и пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации “Об обеспечении единства измерений“ вынесено предписание от 27.06.2006 N 83М-06/1, которым ООО “Славнефть-Ярославнефтепродукт“ предписано: поверить две единицы средств измерений - резервуары N 27 и 30; разработать методику выполнения измерений, применяемую при торговых и расчетных операциях энергоресурсов в части измерения массы нефти и нефтепродуктов и получить свидетельство об аттестации и номер Федерального реестра методик выполнения
измерений; актуализировать Положение о метрологическом обеспечении в срок до 27.09.2006.

Не согласившись с данным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об его оспаривании.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Указанной нормой права установлено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта государственного органа недействительным, решения и действий незаконными являются одновременно как несоответствие их закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом прав
и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По правилам статьи 11 Федерального закона от 03.04.1996 N 28-ФЗ “Об энергосбережении“, весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых, хранимых и потребляемых энергетических ресурсов с 2000 года подлежит обязательному учету в соответствии с установленными государственными стандартами и нормами точности измерений.

В статье 7 Федерального закона N 28-ФЗ установлено, что при добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении энергетических ресурсов, а также при их сертификации осуществляется обязательный государственный метрологический контроль и надзор в области энергосбережения.

Согласно статье 13 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 N 4871-1 “Об обеспечении единства измерений“ одной из сфер государственного метрологического контроля и надзора являются государственные учетные операции.

В силу статьи 12 Закона N 4871-1 государственный метрологический контроль включает утверждение типа средств измерений и поверку средств измерений. Государственный метрологический надзор осуществляется: за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм; за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций; за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже.

Следовательно, обязательность государственного учета установлена Ф.И.О.

В соответствии со статьей 1 Закона N 4871-1 под метрологическим контролем и надзором понимается деятельность, осуществляемая органом государственной метрологической службы (государственный метрологический контроль и надзор) или метрологической службой юридического лица в целях проверки соблюдения установленных метрологических правил и норм.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 294 предусмотрено отнесение функций по государственному метрологическому контролю и надзору к компетенции Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

В случае выявления нарушений метрологических правил и норм
государственный инспектор имеет право давать обязательные предписания и устанавливать сроки устранения нарушений метрологических правил и норм (пункт 3 статьи 20 Закона N 4871-1).

Таким образом, оспариваемое предписание принято в пределах полномочий, предоставленных Управлению.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что спорные резервуары не являются средствами измерений и не подлежат поверке, а для их учета достаточно только калибровки, судом округа отклоняется в силу следующего.

Средство измерений представляет собой техническое устройство, предназначенное для измерений (статья 1 Закона N 4871-1). Средства измерений используются для определения величин, единицы которых допущены в установленном порядке к применению в Российской Федерации и должны соответствовать условиям эксплуатации и установленным требованиям. Решения об отнесении технического устройства к средствам измерений и об установлении интервалов между поверками принимает Госстандарт России (статья 8 Закона N 4871-1).

В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 N 4871-1 “Об обеспечении единства измерений“ средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, подвергаются поверке органами Государственной метрологической службы при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации. Перечни групп средств измерений, подлежащих поверке, утверждаются Госстандартом России.

Согласно пункту 3.2 ГОСТа 8.570-2000 “Резервуары стальные вертикальные цилиндрические“ (введен в действие постановлением Госстандарта России от 23.04.2001 N 185-ст) под резервуаром вертикальным понимается стальной сосуд в виде стоящего цилиндра с днищем, применяемый для хранения и измерений объема жидкостей.

В пункте И.17 обязательного приложения “И“ к данному ГОСТу установлено, что резервуары подлежат первичной и периодической поверкам. Межповерочный интервал для всех типов вертикальных резервуаров должен быть не более пяти лет.

Иными словами, Госстандарт России отнес такое техническое средство, как вертикальный резервуар к средству измерений
и установил обязательность проведения поверок и интервал между ними.

Общим термином “средства измерений“ называют технические устройства, используемые при измерениях и имеющие нормированные метрологические характеристики, то есть характеристики, влияющие на результаты и на точность измерений и позволяющие произвести оценку погрешностей измерений, выполненных в известных условиях. Если же метрологические характеристики средства измерения неизвестны, его применение становится просто бессмысленным, поскольку невозможно оценить погрешность измерения.

В статье 23 Закона N 4871-1 возможность осуществления калибровки при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту, при эксплуатации, прокате и продаже предусмотрена только в отношении тех средств измерений, которые не подлежат поверке.

Аргументы подателя жалобы о неправомерности вывода арбитражного апелляционного суда в части возложения на пользователя резервуаров обязанности по подаче заявки на проведение испытаний и утверждение типа средств измерений судом кассационной инстанции отклоняются как не основанные на нормах действующего законодательства. Из толкования положений Порядка проведения испытаний и утверждения типа средств измерений, утвержденного постановлением Госстандарта России от 08.02.1994 N 8, следует, что заявка на проведение испытаний и утверждение типа средств измерений подается именно лицом, использующим средства измерений.

Мнение ОАО “Славнефть-Ярославнефтепродукт“ о существовании поверки и калибровки как двух автономных, параллельных операций, а также о самостоятельности результатов калибровки при доказывании в арбитражном суде, признается судом округа несостоятельным применительно к обстоятельствам рассматриваемого спора. Истец ссылается на подпункт 9.4.2 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных приказом Министерства энергетики России от 19.06.2003 N 232, в силу которого резервуары нефтебаз, используемые для технологических операций и при внутреннем учете, подлежат только калибровке (определению вместимости и градуировке). Однако необходимо учитывать направленность уставной деятельности Общества на осуществление приемки, хранения и отгрузки
нефтепродуктов всеми видами транспорта, эксплуатацию и содержание нефтебаз и автозаправочных станций, осуществление оптовой и розничной реализации нефтепродуктов. При отсутствии надлежащих доказательств фактического неиспользования спорных резервуаров в учетно-расчетных операциях вывод нижестоящих судов об обязательности проведения в рассматриваемом случае поверки средств измерений является правильным.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, повторяют доводы апелляционной жалобы, получили правильную правовую оценку, поэтому не принимаются судом округа, так как направлены на переоценку доказательств, что не входит в полномочия кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов в любом случае, судом округа не установлено, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 1000 рублей и относится на заявителя.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 18.09.2006 Арбитражного суда Нижегородской области и постановление от 29.01.2007 Первого арбитражного апелляционного суда по делу N А43-21362/2006-26-632 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества “Славнефть-Ярославнефтепродукт“ - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

НИКОЛАЕВ В.Ю.

Судьи

НОГТЕВА В.А.

ПРОНИНА С.А.