Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.04.2007 по делу N А29-5047/2006А Включение общества в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов, правомерно, так как оспариваемый приказ принят в соответствии с компетенцией антимонопольного органа и не нарушает права и интересы других лиц в области предпринимательской и экономической деятельности.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 28 апреля 2007 года Дело N А29-5047/2006А“
Резолютивная часть постановления объявлена 23.04.2007.
Полный текст постановления изготовлен 28.04.2007.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Синякиной Т.В., судей Ногтевой В.А., Терешиной Н.М., при участии представителей от истца: Ермакова Э.Г. по доверенности от 28.03.2007, Тарасова М.Ю. по доверенности от 26.12.2006 N 310, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - открытого акционерного общества “Воркутауголь“ на решение от 08.12.2006 по делу N А29-5047/2006А Арбитражного суда Республики Коми, принятое судьей Василевской Ж.А., по заявлению открытого акционерного общества “Воркутауголь“ к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми о признании недействительным (незаконным) приказа N 24 от 06.05.2006 и
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество “Воркутауголь“ (далее - ОАО “Воркутауголь“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - УФАС по Республике Коми, антимонопольный орган) от 06.05.2006 N 24, которым Общество включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на товарном рынке услуг по перевозке грузов по железнодорожным подъездным путям ОАО “Воркутауголь“, примыкающим к путям общего пользования, долю более 35 процентов.
Решением суда от 08.12.2006 в удовлетворении заявленного требования отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемый приказ принят в соответствии с компетенцией антимонопольного органа, правильно определившего продовольственные и географические границы товарного рынка.
В апелляционном порядке законность и обоснованность принятого решения не проверялись.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ОАО “Воркутауголь“ обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Коми ввиду неправильного применения приказа Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 20.12.1996 N 169 и принять новое решение о признании недействительным приказа антимонопольного органа.
Заявитель указывает, что локальный рынок товара необоснованно отграничен УФАС по Республике Коми только подъездными путями ОАО “Воркутауголь“ и не распространен на всю территорию МОГО Воркута.
По мнению подателя жалобы, выводы суда о доминирующем положении ОАО “Воркутауголь“ на рынке железнодорожных перевозок и отсутствии альтернативы оказываемых услуг не соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
УФАС по Республике Коми в отзыве на кассационную жалобу против доводов ОАО “Воркутауголь“ возразило, считает принятый судебный акт законным и обоснованным.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседания не явилось, поэтому дело рассмотрено без его участия.
Законность судебного акта по делу N А29-5047/2006А Арбитражного суда Республики Коми проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, приказом УФАС по Республике Коми от 06.05.2006 N 24 “О внесении изменений в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов“ (далее - Реестр) ОАО “Воркутауголь“ включено в этот Реестр в качестве хозяйствующего субъекта, имеющего на товарном рынке услуг по перевозке грузов по железнодорожным подъездным путям ОАО “Воркутауголь“, примыкающим к путям общего пользования ОАО “Российские железные дороги“, долю более 65 процентов.
ОАО “Воркутауголь“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании упомянутого приказа недействительным, сославшись на то, что включение в Реестр затрагивает права и законные интересы Общества в области предпринимательской и экономической деятельности, приказ принят с нарушением антимонопольного законодательства, с момента исключения из Реестра на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-10742/04А не возникло новых обстоятельств.
Суд установил, что ОАО “Воркутауголь“ является владельцем железнодорожного транспорта не общего пользования, железнодорожных путей не общего пользования, зданий, сооружений и подвижного состава.
В соответствии со статьей 5 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ (далее - Закон) запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.
Согласно статье 4 Закона доминирующее положение - это исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее - определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 процентов и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65 процентов, если это установлено антимонопольным органом исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительно размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов.
На основании пункта 2 статьи 18 Закона хозяйствующие субъекты, имеющие долю на рынке определенного товара более 35 процентов, подлежат включению в специальный реестр, порядок ведения которого устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок формирования и ведения Реестра субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.1996 N 154.
Согласно пункту 6 Порядка при формировании Реестра используется следующая информация, подтверждающая наличие или отсутствие у хозяйствующего субъекта доли более 35 процентов на рынке определенного товара (с учетом поступления продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации): результаты анализа товарного рынка (совокупности товарных рынков), проводимого Федеральной антимонопольной службой (ее территориальными органами), органами статистики, научно-исследовательскими организациями; результаты рассмотрения Федеральной антимонопольной службой (ее территориальными органами) дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, а также ходатайства, уведомления, сведения, представляемые в Федеральную антимонопольную службу (ее территориальные органы) в соответствии с Законом РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“; информация, предоставляемая хозяйствующими субъектами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными организациями, в том числе организациями потребителей, юридическими и физическими лицами, а также правоохранительными и судебными органами.
Полученная УФАС по Республике Коми информация от общества с ограниченной ответственностью “Воркутинский цементный завод“ от 28.11.2005 N 01/274 свидетельствовала о злоупотреблении ОАО “Воркутауголь“ доминирующим положением на товарном рынке услуг по перевозке грузов по подъездным железнодорожным путям и отсутствии на товарном рынке указанных услуг других продавцов. В этой связи антимонопольным органом проведено исследование товарного рынка услуг по перевозке грузов по подъездным железнодорожным путям ОАО “Воркутауголь“, примыкающим к железнодорожным путям общего пользования, за 2004 - 2005 годы. В целях исследования товарного рынка определены продуктовые и географические границы товарного рынка, его субъекты, объем товарного ресурса, доли хозяйствующих субъектов на рынке и количественные и качественные показатели структуры товарного рынка.
Всесторонне и полно исследовав материалы дела, суд признал документально подтвержденными установленные антимонопольным органом продуктовые и географические границы товарного рынка услуг по перевозке грузов по подъездным железнодорожным путям ОАО “Воркутауголь“, примыкающим к железнодорожным путям общего пользования на территории прохождения подъездных железнодорожных путей широкой колеи ОАО “Воркутауголь“ до границ их примыкания к железнодорожным путям общего пользования ОАО “Российские железные дороги“ (Республика Коми, г. Воркута, Воркутинский район). ОАО “Воркутауголь“ является единственным распорядителем используемого им подъездного пути не общего пользования, других подъездных путей на этой территории не имеется. Доля, занимаемая этим поставщиком на товарном рынке, составляет более 35 процентов.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Республики Коми правомерно счел факт доминирующего положения ОАО “Воркутауголь“ на рынке услуг железнодорожных перевозок доказанным, в связи с чем обоснованно отказал в признании недействительным приказа антимонопольного органа.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются, поскольку направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию кассационной инстанции не входит.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Таким образом, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 1000 рублей и относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.12.2006 по делу N А29-5047/2006А Арбитражного суда Республики Коми оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества “Воркутауголь“ - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
СИНЯКИНА Т.В.
Судьи
НОГТЕВА В.А.
ТЕРЕШИНА Н.М.