Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2007 по делу N А43-9831/2006-31-274 Автомобили, участвующие в полигонных и заводских испытаниях и не предназначенные для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем, не являются транспортными средствами, следовательно, не являются объектом налогообложения транспортным налогом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 27 апреля 2007 года Дело N А43-9831/2006-31-274“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Бердникова О.Е., судей Башевой Н.Ю., Шутиковой Т.В., при участии представителей от заявителя: Скворцова А.В., доверенность от 12.01.2007 N 10, от заинтересованного лица: Уварова Е.В., доверенность от 23.03.2006 N 02-24-2722, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам Нижегородской области на решение от 25.09.2006 Арбитражного суда Нижегородской области и на постановление от 29.01.2007 Первого арбитражного апелляционного суда по делу N А43-9831/2006-31-274, принятые судьями Назаровой Е.А., Протасовым Ю.В., Кирилловой М.Н., Смирновой
И.А., по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Автомобильный завод “ГАЗ“ о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам Нижегородской области от 19.05.2006 N 2 и

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Автомобильный завод “ГАЗ“ (далее - ООО “ГАЗ“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам Нижегородской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 19.05.2006 N 2.

Решением от 25.09.2006 Арбитражного суда Нижегородской области заявленное требование удовлетворено.

Постановлением от 29.01.2007 Первого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.

Заявитель считает, что суды неправильно применили пункт 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации. По его мнению, испытательные (опытные) автомобили относятся к транспортным средствам и подлежат обложению транспортным налогом в соответствии с налоговым законодательством.

Представители лиц, участвующих в деле, поддержали в судебном заседании доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.

Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку Общества за период с 23.08.2004 по 31.12.2005 (по налогу на прибыль, налогу на имущество, налогу на рекламу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в части применения
налогового вычета, единому социальному налогу за период с 23.08.2004 по 31.12.2004) и установила, что Общество не включило в декларацию по транспортному налогу за 2005 год зарегистрированные в установленном порядке 24 транспортных средства.

Исполняющий обязанности руководителя налогового органа принял решение от 19.05.2006 N 2 о привлечении Общества к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации. В этом же решении ООО “ГАЗ“, в частности, предложено доплатить транспортный налог в сумме 32240 рублей.

Частично не согласившись с принятым решением, Общество обжаловало его в арбитражный суд.

Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленное требование, руководствуясь статьями 11, 357 - 359, 361 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“, постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 “О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации“ (далее постановление Правительства от 12.08.1994 N 938), приказом Министерства внутренних дел России от 27.01.2003 N 59 “О порядке регистрации транспортных средств“, которым утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России (далее приказ МВД России от 27.01.2003 N 59), Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным совместным приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134, Положением о порядке регистрации и эксплуатации испытательной автомобильной техники, утвержденным МВД России от 08.07.1994 N 13/5-1130 и согласованным с Госстандартом России 30.06.1994 (далее Положение от 08.07.1994 N 13/5-1130). Суд принял во внимание определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2004 N 451-О. При этом суд посчитал, что испытательные автомобили не являются объектом налогообложения транспортным
налогом.

Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Рассмотрев кассационную жалобу Инспекции, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и статьи 2 Закона Нижегородской области от 28.11.2002 N 71-З “О транспортном налоге“ плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса.

На основании пункта 1 статьи 358 Кодекса объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В статье 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“ (далее Закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ) указано, что транспортное средство - это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

В пункте 3 статьи 15 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ предусмотрено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

На основании пункта 4 постановления Правительства от 12.08.1994 N 938 регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, производится на основании паспортов соответствующих транспортных средств, справок-счетов, выдаваемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговлю транспортными средствами, либо заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 4 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД РФ от 27.01.2003 N 59, а не пункт 4 данного приказа.

В пункте 4 приказа МВД России от 27.01.2003 N 59 указано, что договоры и иные документы, удостоверяющие приобретение, изменение и прекращение права собственности на транспортные средства, принимаются для совершения регистрационных действий при условии представления паспортов транспортных средств, выданных в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 9 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134, наличие паспорта транспортного средства является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.

Вместе с тем паспорта транспортных средств выдаются на транспортные средства и (или) шасси, изготовленные ими после 1 июля 1993 года и реализуемые на территории Российской Федерации, при наличии у организации и предпринимателей Одобрения типа
транспортного средства на полнокомплектное (конечное) изделие независимо от числа организаций, участвующих в его изготовлении, или иного документа, удостоверяющего соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, определяемого законодательством Российской Федерации, либо при наличии Заключения о соответствии шасси предъявляемым требованиям.

Следовательно, отсутствие паспорта транспортного средства и Одобрения типа транспортного средства является основанием для отказа в регистрации испытательных автомобилей в органах ГИБДД МВД России.

Согласно пункту 1 статьи 15 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации в соответствии с правилами и процедурами, утверждаемыми уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.

В силу пункта 80 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России, утвержденных приказом МВД России от 27.01.2003 N 59, регистрация транспортных средств отечественного и иностранного производства, предназначенных для прохождения различного вида испытаний в организациях, осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных нормативными правовыми актами МВД России.

В соответствии с Положением от 08.07.1994 N 13/5-1130 предприятиям, проводящим испытания автомототранспортных средств, на основании заявок выдаются государственные регистрационные знаки и свидетельства о регистрации без их закрепления за конкретными автомототранспортными средствами.

В пункте 2 постановления Правительства от 12.08.1994 N 938 предусмотрено, что государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения ГИБДД, органы Гостехнадзора, таможенные органы, военные автомобильные инспекции.

Выдача подразделениями ГИБДД государственных регистрационных знаков без закрепления за конкретным транспортным средством
предприятиям, проводящим испытания автомобильной техники, не является процедурой государственной регистрации транспортных средств и осуществляется вне общеустановленного порядка регистрации транспортных средств, предусмотренного приказом МВД России от 27.01.2003 N 59.

Суды обеих инстанций установили, что ООО “ГАЗ“ в 2005 году зарегистрировало 24 единицы испытательной техники с выдачей государственных регистрационных знаков без закрепления за конкретными автотранспортными средствами соответственно обоснованной в заявке квоте. Из сведений, идентифицирующих транспортные средства, указаны номера регистрационных знаков, номера регистрационных документов транспортных средств, марка и данные о владельце. Сведения о мощности двигателя, о номерах шасси, кузова, паспорта транспортного средства отсутствуют.

Кроме того, суды установили, что Общество использует испытательные автомобили как устройства для заводских и полигонных оценочных, доводочных, лабораторно-дорожных и сертификационных испытаний узлов и агрегатов, а также для внедрения конструкторских разработок.

Следовательно, автомобили, участвующие в полигонных и заводских испытаниях и не предназначенные для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на них, не являются транспортными средствами по цели использования.

Опытные и серийные образцы не могут быть зарегистрированы в установленном законодательством порядке, поскольку у испытательных автомобилей отсутствуют документы, подтверждающие безопасность устройства и прохождение процедуры сертификации, паспорт транспортного средства, указанные устройства не предназначены для перевозки людей, грузов и оборудования.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что испытательная техника не является объектом налогообложения транспортным налогом, и правомерно удовлетворили требование Общества.

Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены вынесенных судебных актов, суды не
допустили.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктов 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по первой инстанции в сумме 2000 рублей, по апелляционной инстанции в сумме 1000 рублей и по кассационной инстанции в сумме 1000 рублей подлежит взысканию с налогового органа.

Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 25.09.2006 Арбитражного суда Нижегородской области и постановление от 29.01.2007 Первого арбитражного апелляционного суда по делу N А43-9831/2006-31-274 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам Нижегородской области - без удовлетворения.

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам Нижегородской области уплатить в федеральный бюджет 2000 рублей государственной пошлины по первой инстанции, 1000 рублей государственной пошлины по апелляционной инстанции и 1000 рублей государственной пошлины по кассационной инстанции в десятидневный срок в порядке, установленном в статье 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации.

В случае неуплаты государственной пошлины по истечении указанного срока Арбитражному суду Нижегородской области выдать исполнительный лист.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

БЕРДНИКОВ О.Е.

Судьи

БАШЕВА Н.Ю.

ШУТИКОВА Т.В.