Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.04.2007 по делу N А38-1657-15/207-2006 Руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица не может являться заявителем при государственной регистрации юридического лица при его создании и не вправе требовать от регистрирующего органа выдачи документов о государственной регистрации представляемого им юридического лица.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 25 апреля 2007 года Дело N А38-1657-15/207-2006“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Николаева В.Ю., судей Ногтевой В.А., Прониной С.А., без участия представителей сторон, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью “Регион-Торг“ на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 25.08.2006 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2006 по делу N А38-1657-15/207-2006, принятые судьями Суслопаровой М.И., Смирновой И.А., Протасовым Ю.В., Москвичевой Т.В., по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Регион-Торг“ о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Йошкар-Оле от 24.04.2006 N 04-13/12772 об отказе
в предоставлении документов о государственной регистрации юридического лица и

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Регион-Торг“ (далее - ООО “Регион-Торг“, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с требованием о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Йошкар-Оле (далее - Инспекция, налоговый орган) от 24.04.2006 N 04-13/12772 об отказе в предоставлении директору Общества документов о государственной регистрации юридического лица и о взыскании с налогового органа расходов, понесенных заявителем на юридические услуги, в размере 1500 рублей (с учетом дополнения от 23.08.2006).

Суд первой инстанции решением от 25.08.2006 отказал в удовлетворении заявленного требования. При этом суд руководствовался пунктом 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 9, 11 (пунктом 3) Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ и исходил из отсутствия у директора Общества права требовать выдачи документов о государственной регистрации представляемого им юридического лица в силу отсутствия у него полномочий действовать от имени Общества до совершения записи о создании юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и невозможности быть заявителем при указанном виде регистрации.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2006 решение оставлено без изменения.

Не согласившись с состоявшимися судебными актами, ООО “Регион-Торг“ обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.

По мнению лица, подавшего жалобу, при принятии судебных актов суды допустили неверное толкование статьи 9 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, поскольку указанная правовая норма не определяет круг лиц, уполномоченных от имени юридического
лица получать документы о государственной регистрации в налоговом органе, и, соответственно, положений, запрещающих выдачу названных документов иным лицам, помимо заявителя (в данном случае - учредителя Общества).

Кроме того, такие обстоятельства дела, как передача налоговым органом директору Общества Даминову Р.М. перед началом предварительного судебного заседания в суде первой инстанции всех истребуемых документов, свидетельствуют о признании ответчиком неправильности занятой им первоначально позиции.

ООО “Регион-Торг“ указывает, что в результате незаконного отказа ИФНС России по городу Йошкар-Оле в предоставлении документов о государственной регистрации юридического лица были нарушены, в частности, право Общества как коммерческой организации на ведение предпринимательской деятельности, закрепленное в статье 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью“, право действовать через свой исполнительный орган и право на своевременное получение свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Со ссылкой на пункт 3 статьи 11 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ Общество обращает внимание суда кассационной инстанции на непредусмотренность в законе обязанности регистрирующего органа по направлению комплекта документов, подтверждающих государственную регистрацию юридического лица, кроме одного документа с указанием на факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, именно заявителю, а также корреспондирующей этому обязанности заявителя по получению названного комплекта.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.

Законность судебных актов по делу N А38-1657-15/207-2006 Арбитражного суда Республики Марий Эл проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 11.04.2006 Самарина Е.А., как единственный
учредитель юридического лица, приняла решение об учреждении общества с ограниченной ответственностью “Регион-Торг“. Директором Общества назначен Даминов Р.М.

На основании данного решения 14.04.2006 Самарина Е.А. обратилась в Инспекцию с заявлением по форме Р11001 о государственной регистрации в качестве юридического лица ООО “Регион-Торг“.

Директор Общества Даминов Р.М. обратился в регистрирующий орган с заявлением от 19.04.2006 о выдаче ему комплекта документов, подтверждающих государственную регистрацию ООО “Регион-Торг“, а именно: свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на налоговый учет, устав и выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (лист дела 9).

Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Йошкар-Оле приняла решение от 20.04.2006 N 1455 о государственной регистрации ООО “Регион-Торг“ и на следующий день, 21.04.2006, заказным письмом с уведомлением направила комплект документов (свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на налоговый учет, устав и выписку из Единого государственного реестра юридических лиц) учредителю Общества Самариной Е.А. по адресу, указанному ею в заявлении о государственной регистрации юридического лица: город Йошкар-Ола, улица Анциферова, дом 31а, квартира 34.

В решении от 24.04.2006 N 04-13/12772, оформленном письмом, налоговый орган отказал директору Даминову Р.М. в предоставлении документов о государственной регистрации юридического лица со ссылкой на отсутствие у обратившегося лица в рассматриваемом случае статуса заявителя и на фактическую передачу посредством почтовой связи (квитанция от 21.04.2006 N 97438) истребуемых документов учредителю Общества Самариной Е.А.

Документы, направленные Инспекцией учредителю ООО “Регион-Торг“, возвращены налоговому органу без вручения адресату ввиду истечения срока хранения. Установив факт неполучения документов заявителем Самариной Е.А., Инспекция 15.08.2006 передала данные документы под расписку директору Общества Даминову Р.М.

Посчитав, что отказ регистрирующего органа в выдаче на дату обращения с
соответствующим заявлением директору документов, подтверждающих государственную регистрацию юридического лица при его создании, противоречит положениям специального и гражданского законодательства, ООО “Регион-Торг“ обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.

В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает в момент его создания.

Согласно пункту 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании регулируется положениями глав III и IV Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

По правилам абзацев 4 - 9 пункта 1 статьи 9 названного Федерального закона заявителями при государственной регистрации юридического лица могут являться следующие физические лица: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель (учредители) юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 “Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей“ утверждена форма заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001).

В подпункте 9.1.1 пункта 9 названной формы также указано, что при данном виде государственной регистрации заявителем может являться: учредитель юридического лица - физическое лицо; руководитель юридического лица - учредителя; иное лицо, действующее
на основании полномочия.

Согласно Методическим разъяснениям по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденным приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ и зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 22.12.2004 N 6220 (далее - Методические разъяснения), в соответствии со статьей 9 Закона о государственной регистрации при государственной регистрации юридического лица при его создании заявителями могут выступать учредитель (учредители) юридического лица, а также руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.08.2005 N ГКПИ05-824 отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими этих Методических разъяснений в части ограничения прав руководителя постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иного органа, имеющего право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, выступать заявителями при государственной регистрации юридического лица при его создании.

Таким образом, с учетом положений указанных норм права руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица не может являться заявителем при государственной регистрации юридического лица при его создании.

В пункте 3 статьи 11 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ установлена обязанность регистрирующего органа не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдать (направить) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр.

Обратившись в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, заявитель должен доказать, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической
деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что решение о государственной регистрации ООО “Регион-Торг“ было принято уполномоченным органом 20.04.2006 (с соблюдением отведенного законодателем пятидневного срока на принятие решения), а директор Даминов Р.М. обратился в налоговый орган за выдачей документов, согласно входящему штампу Инспекции, 19.04.2006.

Полно и всесторонне изучив материалы дела, суд разрешил спор с учетом сложившейся ситуации и правомерно пришел к выводу, что оспариваемые действия ИФНС России по городу Йошкар-Оле не противоречат действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя.

Указание Общества на отсутствие установленных в законе прямых ограничений прав директора на получение документов о государственной регистрации юридического лица судом округа отклоняется в силу сказанного.

Кроме того, с целью упорядочения отношений между заявителями и властными органами, а также для исключения случаев злоупотребления, поскольку выдаче подлежат документы, имеющие юридическое значение, наиболее отвечающей требованиям и принципам государственной регистрации является выдача документов непосредственно заявителю (в данном случае - учредителю Самариной Е.А.).

Остальные доводы заявителя жалобы по своему характеру не являются основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, а потому в этой части во внимание судом округа не принимаются.

Таким образом, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов в любом случае, судом округа не установлено, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе относится на заявителя и в связи с предоставлением отсрочки подлежит взысканию в доход федерального бюджета в размере 1000 рублей.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1), 289 и 319 (частью 2) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 25.08.2006 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2006 по делу N А38-1657-15/207-2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Регион-Торг“ - без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью “Регион-Торг“ в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.

Арбитражному суду Республики Марий Эл в соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдать исполнительный лист.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

НИКОЛАЕВ В.Ю.

Судьи

НОГТЕВА В.А.

ПРОНИНА С.А.