Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.04.2007 по делу N А29-7149/2006а Закон субъекта РФ, устанавливающий обязанность налогоплательщика ежеквартально уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу, в спорный период не вступил в силу, поэтому излишне взысканный налог подлежит возврату с начисленными процентами.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 9 апреля 2007 года Дело N А29-7149/2006а“

(извлечение)

Открытое акционерное общество (далее - ОАО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару (далее - Инспекция, налоговый орган) от 26.06.2006 N 3195 о взыскании налога, сбора, а также пеней за счет денежных средств налогоплательщика в части взыскания транспортного налога в сумме 135743 рублей и об обязании налогового органа произвести возврат излишне взысканного транспортного налога с начисленными процентами в размере 3293 рублей 16 копеек.

Решением суда от 24.11.2006 (с учетом дополнительного решения от 18.12.2006) заявленные требования
удовлетворены.

В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Инспекция не согласилась с принятыми по делу судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суд неправильно применил пункт 4 статьи 6, статью 79, пункт 2 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации; статью 4 Закона Республики Коми “О транспортном налоге“; статью 2 Закона Республики Коми от 03.04.2006 N 20-РЗ “О внесении изменений в Закон Республики Коми “О транспортном налоге“. В обоснование жалобы он приводит следующие доводы. Налоговый кодекс Российской Федерации с учетом изменений, вступивших в силу 01.01.2006, устанавливает обязанность уплаты налогоплательщиками-организациями авансовых платежей по транспортному налогу. Закон Республики Коми “О транспортном налоге“ не предусматривает иного порядка уплаты транспортного налога. В статье 4 данного Закона определено, что налогоплательщики, являющиеся организациями, в течение налогового периода уплачивают авансовые платежи по налогу не позднее 15 мая, 15 августа и 15 ноября года налогового периода. Эти изменения внесены в названный Закон Законом Республики Коми от 03.04.2006 N 20-РЗ, который опубликован 06.04.2006 и вступил в силу с 07.05.2006. По мнению налогового органа, в результате вступления в законную силу данного Закона положение налогоплательщиков не ухудшилось, поскольку правовое регулирование сроков уплаты авансовых платежей начало действовать до наступления срока уплаты налога и размер налога не увеличен. В связи с этим заявитель жалобы полагает, что в результате неисполнения Обществом обязанности по уплате авансового платежа по транспортному налогу Инспекция правомерно вынесла решение о взыскании налога и пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках и произвела списание суммы авансового платежа с расчетного счета Общества; правовые
основания для возврата из бюджета заявленной Обществом суммы и начисления процентов отсутствуют.

ОАО в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании против доводов налогового органа возразили, считают решение суда законным и обоснованным.

Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителя в судебное заседание не направила.

Законность принятых Арбитражным судом Республики Коми решения и дополнительного решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ОАО 11.05.2006 представило в Инспекцию налоговый расчет по авансовым платежам по транспортному налогу за 1-й квартал 2006 года, согласно которому сумма авансового платежа, подлежащая уплате в бюджет, составила 135743 рубля.

Инспекция 30.05.2006 выставила в адрес Общества требование N 16782 об уплате указанной суммы налога и пеней в размере 3761 рубля 93 копеек в срок до 14.06.2006. В связи с неисполнением данного требования в добровольном порядке заместитель руководителя Инспекции вынес решение от 26.06.2006 N 3195 о взыскании налога и пеней за счет денежных средств налогоплательщика.

28.06.2006 на основании инкассового поручения налогового органа от 26.06.2007 N 9031 Коми ОСБ N 8617 произвело списание денежных средств со счета Общества в уплату транспортного налога в сумме 135743 рублей.

29.06.2006 ОАО обратилось в Инспекцию с заявлением о возврате суммы излишне взысканного транспортного налога, в удовлетворении которого налоговый орган решением от 06.07.2007 отказал, указав на отсутствие заявленной переплаты по названному налогу по лицевому счету налогоплательщика.

Общество не согласилось с решением налогового органа от 26.06.2006 N 3195 и его действиями по отказу в возврате излишне взысканного транспортного налога
и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Руководствуясь пунктом 7 статьи 3, пунктом 1 статьи 5, статьями 79, 360, пунктом 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации; Федеральным законом от 20.10.2005 N 131-ФЗ “О внесении изменений в главу 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации“; статьей 3 Закона Республики Коми “О транспортном налоге“ (в редакции Закона Республики Коми от 24.11.2003 N 68-РЗ); статьей 4 Закона Республики Коми от 03.04.2006 N 20-РЗ “О внесении изменений в Закон Республики Коми “О транспортном налоге“, Арбитражный суд Республики Коми удовлетворил заявленные требования. Суд исходил из того, что нормы Закона Республики Коми от 03.04.2006 N 20-РЗ “О внесении изменений в Закон Республики Коми “О транспортном налоге“, устанавливающие обязанность по уплате авансовых платежей по транспортному налогу не позднее 15 мая, 15 августа и 15 ноября года налогового периода, подлежат применению с 01.01.2007, поэтому у налогового органа отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого решения и списания спорной суммы налога со счета Общества в банке.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

Порядок и сроки уплаты транспортного налога определены в статье 363 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Согласно пункту 1 данной статьи уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу, если законами субъектов Российской Федерации не предусмотрено иное (пункт 2 статьи 363 Кодекса).

В пункте 2 статьи 4 Закона Республики Коми “О транспортном налоге“ (в редакции
Закона Республики Коми от 10.11.2005 N 113-РЗ) предусматривалось, что налогоплательщики - юридические лица уплачивают налог по месту нахождения транспортных средств в два срока:

не позднее 20 июля года налогового периода - авансовый платеж по итогам отчетного периода;

не позднее 20 января года, следующего за истекшим налоговым периодом, - налог по итогам налогового периода.

В соответствии со статьей 3 названного Закона отчетным периодом признавалось полугодие календарного года.

Законом Республики Коми от 03.04.2006 N 20-РЗ в Закон Республики Коми “О транспортном налоге“ внесены изменения, согласно которым налогоплательщики, являющиеся организациями, должны уплачивать налог по месту нахождения транспортных средств не позднее 15 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, обязаны уплачивать авансовые платежи по налогу не позднее 15 мая, 15 августа, 15 ноября года налогового периода.

В статье 2 Закона Республики Коми от 03.04.2006 N 20-РЗ определено, что данный Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (опубликован 06.04.2006), то есть 06.05.2006.

Между тем в пункте 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В пункте 1 статьи 360 Кодекса определено, что налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год.

Следовательно, Закон Республики Коми от 03.04.2006 N 20-РЗ, устанавливающий обязанность налогоплательщика ежеквартально уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу, подлежит применению с 01.01.2007.

Согласно пункту 2 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах и сборах,
устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

С учетом изложенного Арбитражный суд Республики Коми сделал правильные выводы о том, что у ОАО отсутствовала обязанность по уплате авансового платежа по транспортному налогу за первый квартал 2006 года по сроку уплаты не позднее 15 мая 2006 года и, соответственно, у налогового органа отсутствовали правовые основания для вынесения решения о взыскании спорной суммы авансового платежа за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках и для списания этой суммы с расчетного счета Общества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 79 Кодекса сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику.

В пункте 2 этой статьи определено, что решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства.

В случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы, начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи.

Сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога. Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная
ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4 статьи 79 Кодекса).

Таким образом, требования Общества об обязании налогового органа произвести возврат излишне взысканного транспортного налога с начисленными процентами также правомерно удовлетворены судом первой инстанции.

Арбитражный суд Республики Коми правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены судебного акта, поэтому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 24.11.2006 и дополнительное решение от 18.12.2006 Арбитражного суда Республики Коми по делу N А29-7149/2006а оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару - без удовлетворения.

Расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, отнести на Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару.

Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару уплатить в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 1000 рублей в десятидневный срок в порядке, установленном в статье 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации, и представить доказательства уплаты государственной пошлины в Арбитражный суд Республики Коми.

В случае непредставления доказательств уплаты государственной пошлины Арбитражному суду Республики Коми выдать исполнительный лист на ее взыскание.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.