Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.04.2007 по делу N А17-3311-3312/5/2006 Надбавки за разъездной характер работы взамен суточных являются компенсационными выплатами, поэтому не подлежат обложению ЕСН и НДФЛ. При принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления), выступающих в качестве ответчика, уплаченная заявителем государственная пошлина взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 9 апреля 2007 года Дело N А17-3311-3312/5/2006“
(извлечение)
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Ивановской области (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о взыскании с областного государственного унитарного предприятия (далее - ОГУП, предприятие) 275071 рубля 23 копеек налоговых санкций по пункту 1 статьи 122, статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации.
ОГУП заявило встречное требование, уточненное в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Инспекции от 22.06.2006 N 43 в части начисления 12141 рубля 37 копеек единого социального налога, предложения удержать 4434 рубля налога на доходы физических лиц, привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 2155 рублей 43 копеек, статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 62368 рублей 80 копеек.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 11.01.2007 заявление ОГУП удовлетворено. С налогового органа в пользу предприятия взыскана госпошлина в размере 2000 рублей.
Встречное требование Инспекции удовлетворено частично. С ОГУП взыскан штраф по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 10000 рублей, а также 500 рублей государственной пошлины.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
Инспекция не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Сославшись на пункты 1, 3 статьи 236, подпункт 3 пункта 1 статьи 238, статьи 255 и 270 Налогового кодекса Российской Федерации, заявитель считает, что выплачиваемые на предприятии надбавки за разъездной характер работы взамен суточных подлежали включению в налогооблагаемую базу по единому социальному налогу и налогу на доходы физических лиц, поскольку данные выплаты предусмотрены положением об оплате труда, принятом на ОГУП, связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей и подлежат отнесению на затраты при исчислении налога на прибыль.
Инспекция также указала на необоснованное взыскание с нее государственной пошлины в сумме 2000 рублей в пользу предприятия.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку ОГУП за период с 01.01.2003 по 31.12.2004, результаты которой оформила актом от 24.05.2006 N 43.
В ходе проверки в числе прочих нарушений установлена неполная уплата единого социального налога в сумме 12141 рубля 37 копеек и неполное удержание и неперечисление в бюджет налога на доходы физических лиц в размере 4434 рублей в результате невключения предприятием в налогооблагаемую базу по названным налогам надбавки за разъездной характер работы, выплачиваемой водителям, взамен суточных.
По результатам проверки заместитель руководителя Инспекции принял решение от 22.06.2006 N 43 о привлечении ОГУП к налоговой ответственности, в частности, по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату единого социального налога в сумме 2155 рублей 43 копеек и по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление налога на доходы физических лиц в сумме 272915 рублей 80 копеек. В этом же решении предприятию предложено уплатить 12141 рубль 37 копеек единого социального налога, а также удержать с дохода физических лиц и перечислить в бюджет 4434 рубля налога на доходы физических лиц.
Об уплате образовавшейся задолженности в адрес предприятия направлено требование от 27.06.2006 N 339.
ОГУП частично не согласилось с названным решением налогового органа и обжаловало его в арбитражный суд. Налоговый орган обратился со встречным требованием о взыскании налоговых санкций.
Удовлетворив заявление предприятия и отказав в требовании Инспекции в обжалуемой части, Арбитражный суд Ивановской области руководствовался пунктом 1 статьи 11, статьями 217 и 236, подпунктом 2 пункта 1 статьи 238, пунктом 8 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 5, 8, 164 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлением Министерства труда Российской Федерации от 29.06.1994 N 51 “О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории Российской Федерации“. Суд исходил из того, что выплачиваемые на предприятии работникам надбавки взамен суточных являются компенсационными выплатами, поэтому не подлежат обложению единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 236 Кодекса объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков - лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 217 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, следовательно, в силу пункта 1 статьи 11 Кодекса этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.
В статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
В силу статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.
Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что положением об оплате труда и премировании водителей ОГУП на 2004 год, утвержденным руководителем и согласованным с председателем профкома предприятия, предусмотрено, что водителям автобусов, постоянно работающим на междугородных линиях пассажирского сообщения, выплачивается надбавка за разъездной характер работы в размере 1,5 процента месячной тарифной ставки за каждый рейс. Надбавка за каждые сутки выплачивается с момента выезда и до возвращения к месту нахождения, в котором работает водитель. Надбавка за разъездной характер работы выплачивается взамен суточных.
Таким образом, Арбитражный суд Ивановской области пришел к правильному выводу о том, что спорные выплаты относятся к компенсационным.
Те обстоятельства, что постановление Министерства труда Российской Федерации от 29.06.1994 N 51 “О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории Российской Федерации“, устанавливающее нормы и порядок возмещения расходов при выполнении разъездного характера работы, утратило силу, а Правительство Российской Федерации не установило размеры компенсационных выплат, не может влиять на правовую природу средств, выплаченных работодателем, и, соответственно, не является основанием для лишения работников положенных им компенсаций, а налогоплательщиков - льгот при исчислении единого социального налога и налога на доходы физических лиц.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что компенсационные выплаты взамен суточных за разъездной характер работ не подлежали обложению единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц.
Довод заявителя о том, что спорные выплаты отнесены на расходы при исчислении налога на прибыль, поэтому должны облагаться единым социальным налогом, правомерно отклонен судом первой инстанции в силу следующего.
Действительно, в соответствии с пунктом 1 статьи 236 Кодекса спорные выплаты являются объектом налогообложения единым социальным налогом, однако в силу статьи 238 Кодекса они подлежат исключению из налогооблагаемой базы по данному налогу.
Довод Инспекции о том, что суд первой инстанции необоснованно взыскал с нее в пользу ОГУП государственную пошлину в размере 2000 рублей, отклоняется судом кассационной инстанции по следующим основаниям.
По смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса, прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обратившиеся в арбитражный суд в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины в целом по делу, рассматриваемому судом. Таким образом, эти органы не обязаны уплачивать государственную пошлину при подаче апелляционной (кассационной) жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, заявлений о выдаче указанных в подпункте 13 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса документов по делам, по которым ими были предъявлены иски (заявления) в защиту государственных и (или) общественных интересов.
При этом Кодекс не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.
В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования“ с 01.01.2007 признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.
Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления), как стороны по делу.
В рассматриваемом случае исковые заявления были предъявлены как Инспекцией, так и ОГУП, следовательно, государственная пошлина должна уплачиваться по результатам рассмотрения как первоначального, так и встречного заявлений. Таким образом, суд первой инстанции правомерно взыскал с налогового органа в пользу предприятия государственную пошлину, связанную с рассмотрением заявления ОГУП.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Ивановской области является законным и отмене не подлежит.
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы подлежат отнесению на Инспекцию.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 11.01.2007 по делу N А17-3311-3312/5/2006 Арбитражного суда Ивановской области оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ивановской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ивановской области государственную пошлину в сумме 1000 рублей, связанную с рассмотрением кассационной жалобы.
Арбитражному суду Ивановской области исполнительный лист выдать.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.