Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 05.04.2007 по делу N А17-3387/5-2006 Зачет излишне уплаченных страховых взносов в счет уплаты других налогов производится налоговым органом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 5 апреля 2007 года Дело N А17-3387/5-2006“

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Синякиной Т.В., судей Ногтевой В.А., Терешиной Н.М., без участия представителей сторон, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ивановской области на решение от 27.11.2006 по делу N А17-3387/5-2006 Арбитражного суда Ивановской области, принятое судьей Голиковым С.Н., по заявлению индивидуального предпринимателя Ф.И.О. к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ивановской области, 3-е лицо - государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городам Иваново, Кохме и Ивановскому муниципальному району Ивановской области о
признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ивановской области и

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Андраникян Вардан Вирабович (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Иваново (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе произвести зачет 17388 рублей, излишне уплаченных страховых взносов в счет уплаты единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД).

Суд решением от 27.11.2006 признал действия Инспекции незаконными и обязал ее произвести переключение платежей и зачесть 17388 рублей, уплаченных по квитанциям от 14.06.2006, 19.07.2006, 29.08.2006 и 14.09.2006 в счет уплаты ЕНВД за май - август 2006 года и считать суммы налога уплаченными с дат, указанных в квитанциях об уплате.

В апелляционном порядке решение не обжаловалось.

Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и отказать Предпринимателю в удовлетворении заявления в связи с неправильным применением статей 31, 32 и 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Ссылаясь на Федеральный закон Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон N 167-ФЗ), определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2004 N 28-О, от 04.03.2004 N 49-О, постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2003 N 12355/02, заявитель жалобы полагает, что исходя из целевого назначения и социально-правовой природы страховые взносы нельзя рассматривать как налоговые платежи.

Инспекция указывает, что в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 15.08.1996 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации“ администраторы поступлений в бюджет осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней, штрафов. В силу Закона N 167-ФЗ на налоговый орган возложена обязанность только по контролю за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

По мнению подателя жалобы, возврат или зачет излишне уплаченных поступивших страховых взносов должен производить Пенсионный фонд, поскольку средства обязательного пенсионного страхования находятся в управлении страховщика.

Кроме того, поскольку Законом N 167-ФЗ не установлен порядок зачета или возврата излишне уплаченных страховых взносов, то необходимо применить положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации. В этом случае органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут те же обязанности, что и налоговые органы.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, поэтому дело рассмотрено без их участия.

Законность решения от 27.11.2006 по делу N А17-3387/5-2006 Арбитражного суда Ивановской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, при уплате ЕНВД за май - август 2005 года Андраникян В.В. в платежных поручениях ошибочно, вместо кода бюджетной классификации 18210502000021000110, указал код бюджетной классификации 182102020300061000160, в связи с чем направил в Инспекцию заявление о зачете 17388 рублей ошибочно уплаченных страховых взносов в счет уплаты ЕНВД.

Налоговый орган в возврате указанной суммы Предпринимателю отказал, поэтому Андраникян В.В. обратился с данным заявлением в арбитражный суд.

Согласно статье 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию
в Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 13 названного Федерального закона страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.

В пункте 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействия Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное
пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

В пункте 4 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н, предусмотрено, что учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляются органами Федерального казначейства на основании заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов), платежных поручений налоговых органов и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений, уведомлений налоговых органов и администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности платежа (поступлений).

В соответствии с разделом IV рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных “Расчеты с бюджетом“, утвержденных приказом ФНС России от 12.05.2005 N ШС-3-10/201@ (далее - Рекомендации), поступившие (возвращенные) и зачисленные на соответствующие счета по учету доходов бюджетов Российской Федерации суммы налогов (сборов), пеней и штрафов отражаются в карточке “РСБ“ местного уровня на основании платежных документов формы N ПД (налог), N ПД-4сб (налог), используемых для уплаты налогов, сборов или иных обязательных платежей физическими лицами.

Вся информация по работе с невыясненными платежами фиксируется в Ведомости невыясненных поступлений по форме N 48, в которой отражаются платежи, отнесенные органами Федерального казначейства на соответствующий код бюджетной классификации (далее - КБК) по учету невыясненных поступлений, согласно классификации доходов бюджетов Российской Федерации, а также платежи, которые требуют уточнения для отражения в карточках “РСБ“ конкретных плательщиков (раздел 5 Рекомендаций).

В пунктах 5.1 и 5.2
предусмотрены случаи, когда специалисты налогового органа вправе самостоятельно, не запрашивая предварительно налогоплательщика, изменить код программ в соответствии со значением, указанным в поле 110 либо определить тип платежа в соответствии со значением кода программ, указанного в 14 - 17-м разрядах КБК (поле 104). Одновременно через Отдел финансового и общего обеспечения следует направить плательщику уведомление о необходимости уточнения реквизитов расчетного документа.

Порядок действия сотрудников налогового органа в случае неправильного указания плательщиком КБК установлен в пункте 5.4 Рекомендаций.

При рассмотрении дела в суде первой инстанции Инспекция не представила доказательств выполнения требований Рекомендаций.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы) - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете (статья 3 Закона N 167-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

Кроме того, в силу пункта 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Таким образом, налоговый орган в соответствии с требованиями статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации обязан по заявлению налогоплательщика произвести перезачет излишне уплаченных страховых взносов.

При таких обстоятельствах суд первой
инстанции обоснованно возложил на налоговый орган обязанность по возврату указанной суммы.

Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом округа не установлено.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 27.11.2006 по делу N А17-3387/5-2006 Арбитражного суда Ивановской области оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ивановской области - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

СИНЯКИНА Т.В.

Судьи

НОГТЕВА В.А.

ТЕРЕШИНА Н.М.