Решения и определения судов

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.03.2007 по делу N А82-2903/2006-99 Действия налогового органа по выставлению инкассового поручения правомерно признаны незаконными, так как налоговым органом не соблюдена процедура принудительного взыскания налога.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 16 марта 2007 года Дело N А82-2903/2006-99“

(извлечение)

Открытое акционерное общество (далее - ОАО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области (далее - Инспекция, налоговый орган) по выставлению инкассового поручения от 22.03.2006 N 1728 в ОАО “АКБ “Югра“.

Решением от 22.12.2006 заявленное требование удовлетворено, налоговый орган обязан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.

В апелляционном суде дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым решением, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данный
судебный акт.

По мнению заявителя, суд неправильно применил статью 46 Налогового кодекса Российской Федерации и не применил статью 54 названного Кодекса, положения Перечня документов, образующихся в деятельности Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, его территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.04.2004 N САЭ-3-18/297@.

Общество в отзыве на кассационную жалобу возразило против доводов Инспекции, посчитав решение суда законным и обоснованным. Представитель ОАО в судебном заседании подтвердил позицию по делу.

Налоговый орган о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, филиал ОАО “АКБ “Югра“ в связи с закрытием расчетного счета ОАО возвратил Инспекции инкассовое поручение от 25.03.1999 N 941, выставленное налоговым органом на взыскание с Общества 161466 долларов США недоимки по налогу на добавленную стоимость за 1996 - 1999 годы.

Инспекция выставила к расчетному счету ОАО, открытому в Ярославском филиале ОАО “АКБ “Югра“, инкассовое поручение от 22.03.2006 N 1728 на взыскание 2721637 рублей 82 копеек налога на добавленную стоимость. Согласно реквизитам это инкассовое поручение выставлено взамен инкассового поручения от 25.03.1999 N 941, согласно пункту 4 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации.

Банк исполнил инкассовое поручение от 22.03.2006 N 1728 по платежным ордерам от 30.03.2006 N 1728, от 03.04.2006 N 1728, от 06.04.2006 N 1728, от 07.04.2006 N 1728, от 10.04.2006 N 1728 и от 11.04.2006 N 1728.

Посчитав свои права нарушенными, Общество обратилось
с заявлением в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленное требование, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался статьями 45 и 46 Налогового кодекса Российской Федерации. Суд исходил из того, что налоговый орган должен доказать соблюдение процедуры принудительного взыскания налога.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

На основании статей 69, 70, 101 Кодекса и в соответствии с решением налогового органа налогоплательщику при наличии у него недоимки выставляется требование об уплате налога и соответствующих пеней, которое является мерой принудительного характера.

В силу положений статьи 46 Кодекса выставление требования является обязательным условием для принятия налоговым органом решения о взыскании недоимки за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.

При таких обстоятельствах Инспекция в целях подтверждения законности принятого ею решения о взыскании налога за счет денежных средств Общества обязана доказать соблюдение ею процедуры принудительного взыскания, в том числе выставление налогоплательщику требования.

Арбитражный суд Ярославской области установил, что налоговый орган не доказал выставление ОАО требования об уплате недоимки,
указанной как в инкассовом поручении от 25.03.1999 N 941, так и в инкассовом поручении от 22.03.2006 N 1728.

Материалы дела не содержат доказательств, опровергающих данные фактические обстоятельства.

С учетом изложенного Арбитражный суд Ярославской области сделал правильный вывод об отсутствии у Инспекции оснований для выставления спорного инкассового поручения, поэтому правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования.

Суд первой инстанции применил нормы материального права правильно, не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 22.12.2006 по делу N А82-2903/2006-99 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ярославской области - без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.