Решения и определения судов

Решение Льговского районного суда Курской области от 18.12.2007 N 2-276-2007 О признании пунктов 2 - 4 статьи 17 Устава муниципального образования “Город Льгов“ Курской области не соответствующими Федеральным законам и недействующими с 6 декабря 2006 года.

ЛЬГОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 18 декабря 2007 г. по делу N 2-276-2007

Льговский районный суд Курской области в составе председательствующего, судьи О.В. Иноземцева, при секретаре Л.А.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Льговского межрайпрокурора о признании недействующим Устава муниципального образования “Город Льгов Курской области“, установил:

Льговский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением, в котором просил признать недействующим Устав муниципального образования “Город Льгов“ в части п. 2 - 4 ст. 17.

В обоснование заявления указал, что в ст. 17 Устава муниципального образования “Город Льгов“ предусмотрено право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.

Пунктом 2 данной
статьи предусмотрено, что должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы местного самоуправления в течение одного месяца, в п. 3 указано, что порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются законом Курской области и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Городского Совета. В соответствии с п. 4 ст. 17 Устава за нарушение должностным лицом местного самоуправления порядка и срока письменного ответа на обращение граждан в органы местного самоуправления законом Курской области устанавливается административная ответственность.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ в редакции Федерального закона “О внесении изменений в статью 32 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ N 198-ФЗ от 1 декабря 2006 г. обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации“.

Согласно ст. 3 ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации“ правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией РФ, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Законы и иные нормативные акты субъектов РФ могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные Федеральным законом.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами
регулируются Федеральным законом “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации“ N 59-ФЗ от 2 мая 2006 г. Согласно ст. 18 названного Закона он вступает в силу по истечении 180 дней после его официального опубликования (ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан РФ“ опубликован в “Российской газете“, N 95 (4061) от 5 мая 2006 г.).

Статьей 12 названного Федерального закона установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Таким образом, сроки рассмотрения письменного обращения установлены Федеральным законом, в связи с чем дополнительного регулирования не требуется.

Сроки, установленные частью 2 ст. 17 Устава муниципального образования, не соответствуют содержанию ст. 12 “Сроки рассмотрения письменного обращения“ Федерального закона “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации“.

Часть 4 ст. 17 Устава содержит иную норму, нежели установлено частью 3 ст. 32 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ в редакции Федерального закона “О внесении изменения в статью 32 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ N 198-ФЗ от 1 декабря 2006 г.

Принимая во внимание, что части 2 - 4 ст. 17 Устава муниципального образования “Город Льгов“ Курской области противоречат федеральному законодательству, в соответствии со
ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.

В судебном заседании представитель Льговского межрайпрокурора Е.А. Максакова заявление поддержала.

Представитель Льговского Городского Совета депутатов В.А.Г., действующая на основании доверенности, заявление прокурора не оспорила, полагая, что заявленные требования являются обоснованными.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы гражданского дела в их совокупности, суд считает, что заявление Льговского межрайпрокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, Устав муниципального образования “Город Льгов“ Курской области принят решением Городского Совета депутатов N 834 от 4 августа 2005 г., зарегистрирован 26 августа 2005 г. распоряжением Администрации Курской области N 693-р от 26.08.2005, а затем Главным управлением Министерства юстиции РФ по Центральному федеральному округу 8 декабря 2005 г.

Устав муниципального образования опубликован в газете “Льговские новости“ (N 80 от 28.09.2005). Решением Льговского Городского Совета депутатов “О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования “Город Льгов“ Курской области“ N 928 от 27.04.2006 в Устав внесены изменения и дополнения. Это решение зарегистрировано Главным управлением Министерства юстиции РФ по Центральному федеральному округу 23 августа 2006 г. и опубликовано в газете “Льговские новости“ (N 84 от 13.11.2006).

Статьей 17 Устава муниципального образования “Город Льгов“ предусмотрено право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.

Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы местного самоуправления в течение одного месяца, в п. 3 указано, что порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются законом
Курской области и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Городского Совета. В соответствии с п. 4 ст. 17 Устава за нарушение должностным лицом местного самоуправления порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления законом Курской области устанавливается административная ответственность.

Однако ч. 2 ст. 32 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ в редакции Федерального закона “О внесении изменения в статью 32 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ N 198-ФЗ от 1 декабря 2006 г. предусмотрено, что правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации“ N 59-ФЗ от 2 мая 2006 г. Согласно ст. 18 названного Закона он вступает в силу по истечении 180 дней после его официального опубликования (ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан РФ“ опубликован в “Российской газете“, N 95 (4061) от 5 мая 2006 г.).

Статьей 12 названного Федерального закона установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего ФЗ, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив об этом
гражданина, направившего обращение.

Сроки и порядок, а также ответственность, установленные оспариваемыми пунктами ст. 17 Устава муниципального образования, не соответствуют по своему содержанию ст. 12 “Сроки рассмотрения письменного обращения“ Федерального закона “О порядке рассмотрения обращений граждан РФ“ и нарушают не охраняемые законом права и интересы граждан.

В соответствии со ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим в части п. 2 - 4 ст. 17 Устава с 06.12.2006, со дня внесения в статью 32 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ законом от 1 декабря 2006 г. N 198-ФЗ изменений, согласно которым:

1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.

2. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан РФ“.

3. За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 данный документ вступил в силу со дня официального опубликования (опубликован в “Российской газете“ 06.12.2006). Начало действия документа - 06.12.2006.

Решение суда о признании в части п. 2 - 4 ст. 17 Устава недействующим влечет за собой утрату юридической силы названных пунктов, а также других нормативных правовых актов, основанных на признании недействующими пункта или воспроизводящих их содержание.

Сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в газете
“Льговские новости“.

Руководствуясь ст. 194 - 198, 250, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Льговского межрайпрокурора удовлетворить.

Признать п. 2 - 4 ст. 17 Устава г. Льгова с изменениями от 27.04.2006 не соответствующими ст. 32 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ N 198-ФЗ от 1 декабря 2006 г., ст. 3 Федерального закона “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации“ от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ и недействующими с 06.12.2006.

Решение подлежит публикации в газете “Льговские новости“ после вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента оглашения в Курский областной суд через Льговский районный суд.

Председательствующий

О.В.ИНОЗЕМЦЕВ