Решения и определения судов

Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 30.11.2007 N 2-1088/07 О признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия пункта 3.1.2 Порядка согласования перепланировки, переустройства и реконструкции нежилых помещений в жилых домах на территории МОГО “Ухта“, утвержденного Постановлением главы МОГО “Ухта“ от 09.11.2006 N 3832.

УХТИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 30 ноября 2007 г. N 2-1088/07

Ухтинский федеральный городской суд Республики Коми

В составе: судьи Аберкон И.В.,

при секретаре Дуркиной Е.Н.,

с участием прокурора Володиной В.А.,

представителя администрации МОГО “Ухта“ Белонина П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухта Республики Коми 30 ноября 2007 года гражданское дело по заявлению прокурора г. Ухты о признании несоответствующим федеральному законодательству, недействующим пункта 3.1.2 Порядка согласования перепланировки, переустройства и реконструкции нежилых помещений в жилых домах, утвержденного Постановлением главы МОГО “Ухта“ от 09.11.2006 N 3832 (в ред. Постановлений главы МОГО “Ухта“ от 09.03.2007 N 615, от 25.04.2007 N 1153),

установил:

Прокурор г. Ухты, действуя в порядке
ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с указанным заявлением, мотивировав свои требования тем, что оспариваемым положением на субъекты градостроительных правоотношений (физических и юридических лиц) возложена дополнительная обязанность по согласованию проектной документации, не предусмотренная федеральным законодательством.

В проведенных по делу судебных заседаниях прокурор поддержала требования в редакции заявления; в настоящем судебном заседании дополнила требования, пояснив, что в силу п. 9.1 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления полномочий относится, в т.ч., определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений (п. 9.1 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ), однако, такими полномочиями в отношении нежилых помещений органы местного самоуправления не наделены.

Представители администрации МОГО “Ухта“ Белонин П.В., Крестникова Т.В., Золотова Е.В. требования прокурора не признали, считая оспариваемое положение (пункт 3.1.2 вышеназванного Порядка) законным и обоснованным; указали, что доводы прокурора и требования прокурора строятся на том, что субъекты, права и интересы которых могут быть затронуты (нарушены) оспариваемым положением, являются субъектами градостроительных отношений; однако, исходя из смысла п. 7 ч. 1 ст. 4, ч. 2 ст. 4 Жилищного кодекса РФ, граждане и юридические лица в отношениях по переустройству, перепланировке и реконструкции жилых помещений, к которым в силу п. 1 ст. 16 ЖК РФ относятся и нежилые помещения в жилых домах, являются участниками жилищных правоотношений; вопросы переустройства и перепланировки жилых помещений регулируются нормами жилищного законодательства (глава 4 Жилищного кодекса РФ), а не нормами Градостроительного кодекса, на которые ссылается
прокурор; Порядок согласования перепланировки, переустройства и реконструкции нежилых помещений в жилых домах, утвержденный Постановлением главы МОГО “Ухта“ от 09.11.2006 N 3832 (в ред. Постановления от 25.04.2007 N 1153), принят администрацией МОГО “Ухта“ в рамках предоставленных ей нормами жилищного законодательства (п. 7 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ) полномочий; применение оспариваемого положения (п. 3.1.2 Порядка) направлено на обеспечение условий для осуществления прав на жилище, установленных ст. 2 ЖК РФ, в т.ч. на обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях (п. 5 ст. 2 ЖК РФ), на обеспечение контроля за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим нормам и правилам, иным требованиям законодательства (п. 6 ст. 2 ЖК РФ); согласование переустройства и перепланировки с собственником или иным лицом, за которым объект закреплен на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, безвозмездного пользования и с управляющей организацией необходимо на основании ст. 40, п. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ; заключение МУ “Управление архитектуры и градостроительства“ необходимо согласно ст. 3 Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ “Об архитектурной деятельности в РФ“; экспертное заключение инспекции по труду требуется на основании ст. ст. 215, 216.1 Трудового кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2003 года N 244 “Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы труда“; согласование с МУ “Управление по социальной защите граждан“ необходимо в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“; заключение Управления по
делам ГО и ЧС - в силу ст. 2 Градостроительного кодекса РФ; заключение Государственной жилищной инспекции по г. Ухте - в соответствии с соглашением о взаимодействии и разграничении полномочий между Министерством архитектуры, строительства и коммунального хозяйства и администрации МОГО “Ухта“ от 2 мая 2006 года; заключение органа по охране памятников архитектуры, истории, культуры - согласно Постановлению Совета Министров РК от 5 июля 1993 года N 373 “Об установлении зон охраны памятников истории и культуры г. Ухты“ и Постановлению главы администрации МО “Город Ухта“ от 21 июня 2001 N 481, которым определен перечень объектов, отнесенных к охраняемым и имеющим историческую ценность. С дополнительно заявленным прокурором в настоящем судебном заседании требованием представитель администрации МОГО “Ухта“ Белонин П.В. также не согласился, пояснив, что ч. 1 ст. 16 Жилищного кодекса РФ понятием “жилое помещение“ охватываются жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната; таким образом, нежилые помещения в жилых домах являются частью жилого дома, и соответственно, администрация МОГО “Ухта“ имела полномочия для принятия и утверждения Порядка согласования перепланировки, переустройства и реконструкции нежилых помещений в жилых домах, утвержденного Постановлением главы МОГО “Ухта“ от 09.11.2006 N 3832 (в ред. Постановлений главы МОГО “Ухта“ от 09.03.2007 N 615, от 25.04.2007 N 1153).

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением главы МОГО “Ухта“ от 9 ноября 2006 года N 3832 утвержден Порядок согласования перепланировки, переустройства и реконструкции нежилых помещений в жилых домах на территории МОГО “Ухта“; в данное Постановление внесены изменения Постановлениями главы МОГО “Ухта“ от 09.03.2007 N 615, от 25.04.2007 N 1153 (в
т.ч. в пункт 3.1.2, который оспаривается прокурором).

В оспариваемом положении названного Порядка (пункт 3.1.2) приведен перечень необходимых согласований проектной документации на объекты переустройства и реконструкции нежилых помещений в жилых домах:

- согласование собственника дома (нежилого помещения) или лица, за которым объект закреплен на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, безвозмездного пользования;

- согласование управляющей организации;

- заключение ГУ “Управление архитектуры и градостроительства“ по г. Ухте;

- экспертное заключение инспекции по труду (при необходимости);

- согласование МУ “Управление по социальной защите граждан“;

- заключение Государственной жилищной инспекции РК по г. Ухте;

- согласование Управления по делам ГО и ЧС г. Ухты РК (при необходимости);

- заключение органа по охране памятников архитектуры, истории, культуры о допустимости проведения переустройства (при необходимости).

Постановление было опубликовано в информационном бюллетене “Город“ 2 декабря 2006 года N 42,19 мая 2007 года N 64.

Согласно ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов;

3) утверждение правил землепользования и застройки городских округов;

4) утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов;

6) ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов;

7) принятие решений о развитии застроенных территорий (п. 7 введен Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ).

Порядок подготовки проектной документации определен статьей 48 Градостроительного кодекса РФ, согласно части 15 указанной статьи проектная
документация утверждается застройщиком или заказчиком; в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу. В соответствии с ч. 4 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 24.07.2007 N 215-ФЗ) государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями.

Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 года N 145.

Градостроительным кодексом РФ и вышеназванным Постановлением Правительства РФ органы местного самоуправления не наделены полномочиями по установлению дополнительных требований к согласованию проектной документации.

В соответствии с частями 11 и 12 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ определены условия осуществления проектной документации, а также состав проектной документации; часть 13 комментируемой статьи определяет компетенцию Правительства РФ в области подготовки разделов проектной документации к различным объектам капитального строительства; при этом часть 16 статьи не допускает требовать согласования проектной документации, заключения на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Градостроительного кодекса РФ органы местного самоуправления в градостроительных отношениях выступают в пределах своей компетенции. Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, как уже отмечалось ранее, определены ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ.

Определенный в пункте 3.1.2 Порядка перечень согласований проектной документации на объекты переустройства и реконструкции нежилых помещении в жилых домах
не соответствует требованиям ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, оспариваемым положением Порядка возложены дополнительные требования к проектной документации, не предусмотренные федеральным законодательством. Таким образом, администрация МОГО “Ухта“ превысила предоставленные ей федеральным законодательством полномочия, установив вышеприведенный перечень согласований проектной документации, превысила предоставленные ей федеральным законодательством полномочия.

Довод представителей администрации МОГО “Ухта“ о том, что вопросы переустройства и перепланировки жилых помещений регулируются нормами жилищного законодательства (глава 4 Жилищного кодекса РФ), а не нормами Градостроительного кодекса, на которые ссылается прокурор, не может быть принят судом в силу нормы, содержащейся в ч.ч. 1, 3 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 210-ФЗ).

Таким образом, требование прокурора г. Ухты РК о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия пункта 3.1.2 Порядка согласования перепланировки, переустройства и реконструкции нежилых помещений в жилых домах на территории МОГО “Ухта“, утвержденного Постановлением главы МОГО “Ухта“ от 09.11.2006 N 3832 (в ред. Постановлений главы МОГО “Ухта“ от 09.03.2007 N 615, от 25.04.2007 N 1153), подлежит удовлетворению.

Вместе с тем требование прокурора, заявленное в настоящем судебном заседании (о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим вышеназванного Порядка), обоснованное ссылкой на п. 9.1 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса, суд считает не подлежащим удовлетворению, исходя из анализа содержания норм, определяющих полномочия органов местного самоуправления, содержащихся в п. 10 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса, положениях Федерального закона N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ от 06.10.2003 (с последующими изменениями и дополнениями), и Устава МОГО “Ухта“, принятого на 28-ом заседании Совета МО “Город Ухта“ (решение 314 от 27.12.2005), зарегистрированного
в Главном управлении Министерства юстиции РФ по Северо-Западному федеральному округу (гос. рег. N RU113050002005001 от 29.12.2005), опубликованного в информационном бюллетене “Город“ 20.01.2006.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия пункт 3.1.2 “Порядка согласования перепланировки, переустройства и реконструкции нежилых помещений в жилых домах на территории МОГО “Ухта“, утвержденного Постановлением главы МОГО “Ухта“ от 09.11.2006 N 3832 (в ред. Постановлений главы МОГО “Ухта“ от 09.03.2007 N 615, от 25.04.2007 N 1153), опубликованного в информационном бюллетене “Город“ 2 декабря 2006 года N 42, 19 мая 2007 года N 64.

В удовлетворении остальных требований отказать.

После вступления решения в законную силу сообщение о данном решении должно быть опубликовано в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский федеральный городской суд РК в течение 10 дней со дня вынесения полного текста решения, т.е. с 5 декабря 2007 года.

Судья

И.АБЕРКОН