Решения и определения судов

Решение Санкт-Петербургского городского суда от 19.11.2007 по делу N 3-411/2007 О признании частично недействующим распоряжения мэра Санкт-Петербурга от 19.02.1996 N 128-р “О реконструкции чердаков и мансард, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, на инвестиционных условиях“.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 19 ноября 2007 г. по делу N 3-411/2007

Санкт-Петербургский городской суд в составе:

судьи Антоневич Н.Я.

с участием прокурора Травкиной О.Ю.

при секретаре Бузинаевой А.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению А., Б., Т. об оспаривании распоряжения мэра Санкт-Петербурга от 19 февраля 1996 года N 128-р “О реконструкции чердаков и мансард, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, на инвестиционных условиях“ (с изменениями на 23 февраля 2001 года),

установлено:

19 февраля 1996 мэром Санкт-Петербурга было издано распоряжение N 128-р “О реконструкции чердаков и мансард на инвестиционных условиях“, регулирующее порядок привлечения инвесторов к осуществлению реконструкции чердаков и мансард в многоквартирных домах, находящихся на балансе
ГПРЭП, в которых Санкт-Петербург имеет долю в праве общей собственности на общие помещения, несущие конструкции дома и внеквартирное оборудование. Распоряжение мэра было официально опубликовано в журналах “Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга“ N 5-6, 1996 год, “Вестник мэрии Санкт-Петербурга“ N 3/96 в соответствии с распоряжением мэра - председателя Правительства Санкт-Петербурга от 08.11.1994 г. N 1133-р “О порядке опубликования и вступления в силу актов городской администрации“.

Пунктом 2.2 указанного распоряжения предусматривалось согласование договора инвестором с собственниками общих помещений, несущих конструкций дома и внеквартирного оборудования; пунктом 2.3 распоряжения как обязательное условие договора с инвесторами предусматривалось условие об объеме прав инвестора на объект инвестиций либо его часть (собственность, безвозмездное пользование, аренда) по завершении реконструкции.

Названное распоряжение мэра Санкт-Петербурга было изменено распоряжениями Губернатора Санкт-Петербурга от 09.01.1997 N 6, от 11.12.1998 N 1244-р (ред. от 23.02.2001), от 12.07.2000 N 745-р, от 23.02.2001 N 240-р.

Распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга от 09.01.1997 N 6 “О внесении изменений в распоряжение мэра Санкт-Петербурга от 19.02.1996 N 128-р“ было официально опубликовано в журнале “Вестник Администрации Санкт-Петербурга“ N 2/97 в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 10.11.1996 г. N 376 “О порядке опубликования законов и иных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга“.

Распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга от 11.12.1998 N 1244-р “О внесении изменений в распоряжение мэра Санкт-Петербурга от 19.02.1996 N 128-р“ было официально опубликовано в журнале “Вестник Администрации Санкт-Петербурга“ N 1, 25.01.1999, в газете Санкт-Петербурга “ЭХО“ N 49, 23.12.1998 в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 10.11.1996 г. N 376 “О порядке опубликования законов и иных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга“ (в ред. распоряжения от 21.04.1997 г. N 342).

Распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга от
12.07.2000 N 745-р “О внесении изменения в распоряжение мэра Санкт-Петербурга от 19.02.1996 128-р“ было официально опубликовано в журнале “Вестник Администрации Санкт-Петербурга“ N 8, 29.08.2000 в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 10.11.1996 г. N 376 “О порядке опубликования законов и иных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга“ (в ред. распоряжений от 21.04.1997 г. N 342, от 27.09.1999 N 1009-р, от 07.02.2000 N 128-р).

Распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга от 23.02.2001 N 240-р “О внесении изменений в распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга от 11.12.1998 N 1244-р и распоряжение мэра Санкт-Петербурга от 19.02.1996 128-р“ было официально опубликовано в журнале “Вестник Администрации Санкт-Петербурга“ N 3, 30.03.2001, “Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга“ N 8, 05.03.2001 в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 10.11.1996 г. N 376 “О порядке опубликования законов и иных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга“ (в ред. распоряжений от 21.04.1997 г. N 342, от 27.09.1999 N 1009-р, от 07.02.2000 N 128-р, от 23.08.2000 N 872) (т. 1, л.д. 144-153, 194-206).

Пунктом 1.2 распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга от 11 декабря 1998 года N 1244-р “О внесении изменений в распоряжение мэра Санкт-Петербурга от 19.02.96 N 128-р“, из распоряжения мэра N 128-р был исключен пункт 2.2, предусматривающий согласование договора на реконструкцию чердаков и мансард с собственниками общих помещений.

Пункт 1.2 распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга от 11.12.98 N 1244-р “О внесении изменений в распоряжение мэра Санкт-Петербурга от 19.02.96 N 128-р“, и п. 2.3 распоряжения мэра Санкт-Петербурга от 19.02.96 N 128-р “О реконструкции чердаков и мансард на инвестиционных условиях“ в части слова “собственность“ были оспорены в судебном порядке.

Решением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 13 сентября 2000
года по гражданскому делу N 3-107/2000, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2000 года, пункт 1.2 распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга от 11.12.98 N 1244-р “О внесении изменений в распоряжение мэра Санкт-Петербурга от 19.02.96 N 128-р“, и п. 2.3 распоряжения мэра Санкт-Петербурга от 19.02.96 N 128-р “О реконструкции чердаков и мансард на инвестиционных условиях“ в части слова “собственность“ признаны недействительными и не порождающими правовых последствий со дня издания. При этом при рассмотрении названного дела Санкт-Петербургский городской суд пришел к выводу, с которым согласилась и Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, о том, что чердаки многоквартирных домов относятся к объектам общей долевой собственности собственников квартир, и как объект инвестиций не могут быть переданы в собственность инвестору отдельно от права собственности на квартиры, расположенные в этом доме (т. 1, л.д. 117-129).

Распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 23.02.01 N 240-р “О внесении изменений в распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга от 11.12.98 N 1244-р и распоряжение мэра Санкт-Петербурга от 19.02.96 N 128-р“ в указанные распоряжения внесены следующие изменения:

- из распоряжения от 11.12.98 N 1244-р “О внесении изменений в распоряжение мэра Санкт-Петербурга от 19.02.96 N 128-р“, исключены пункты 1.2 и 1.3 с соответствующим изменением порядковой нумерации пунктов 1.4-1.6 на 1.2-1.4;

- название распоряжения N 128-р “О реконструкции чердаков и мансард на инвестиционных условиях“, его пункты 1, 2.1, 3, 4, 5.1, 6 после слов “чердаков и мансард“ дополнены словами “находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга“; пункт 2.2 после слов “Договор с инвестором“ дополнен словами “о реконструкции чердака“.

А., Б., Т., являющиеся собственниками
квартир в многоквартирных домах, обратились в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением, в котором просили признать недействующим со дня принятия, то есть с 19 февраля 1996 года, распоряжение мэра Санкт-Петербурга от 19 февраля 1996 года N 128-р “О реконструкции чердаков и мансард, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, на инвестиционных условиях“ (с изменениями на 23 февраля 2001 года) (т. 1, л.д. 1-5, 17-18, 37-38, 95-106, 112).

В обоснование своих требований заявители указали, что данное распоряжение полностью противоречит федеральному законодательству - пункту 1 статьи 246 Гражданского кодекса РФ, статье 290 Гражданского кодекса РФ, пунктам 3 и 4 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, так как оно исходит из того, что чердаки и мансарды находятся в государственной собственности Санкт-Петербурга независимо от наличия или отсутствия в доме помещений, принадлежащих на праве собственности частным лицам, предусматривает возможность распоряжения имуществом, находящимся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах только одним из собственников - Комитетом по управлению городским имуществом от имени города Санкт-Петербурга; предусматривает возможность отчуждения доли в праве собственности на общее имущество жилого дома, а также совершение иных действий, влекущих передачу этой доли, отдельно от права собственности на квартиру.

Кроме этого, в заявлении А., Б., Т. указано, что распоряжение от 19 февраля 1996 года N 128-р “О реконструкции чердаков и мансард, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, на инвестиционных условиях“ (с изменениями на 23 февраля 2001 года), предусматривающие в пункте 2.3 распоряжения обязательные условия договора с инвестором, было принято мэром Санкт-Петербурга с превышением полномочий, поскольку регулирование гражданско-правовых отношений отнесено Конституцией Российской Федерации к исключительной компетенции Российской Федерации, условия гражданско-правовых
договоров должны определяться в соответствии с главой 27 ГК РФ и не могут устанавливаться нормативными актами мэра или Губернатора Санкт-Петербурга.

В судебном заседании заявители А., Б., Т., представитель заявителей Петров Ю.В. поддержали заявление и просили суд удовлетворить его.

Представитель Губернатора Санкт-Петербурга Филимонова Е.С. (доверенность N 07-125/1067 от 18.12.06 сроком действия по 31.12.2007) возражала против удовлетворения заявления А., Б., Т., подробно изложив свои доводы в письменном отзыве на заявление (л.д. 157-160).

В судебном заседании представитель Губернатора Санкт-Петербурга Филимонова Е.С. просила суд отказать в удовлетворении заявления, пояснив, что доводы заявителей основаны на неправильном толковании содержания оспариваемого распоряжения.

Как следует из письменного отзыва, а также из объяснений в судебном заседании представителя Губернатора Санкт-Петербурга Филимоновой Е.С., распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 23 февраля 2001 года в текст распоряжения мэра Санкт-Петербурга от 19 февраля 1996 года N 128-р (с последующими изменениями) были внесены изменения в части предмета регулирования. Таким образом действие указанного распоряжения было распространено на отношения по предоставлению на инвестиционных условиях объектов (чердаков и мансард), находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, то есть на чердаки и мансарды, которые включены или могут быть включены в Реестр собственности Санкт-Петербурга (или право собственности Санкт-Петербурга на которые зарегистрировано или может быть зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“).

Указанные изменения, по утверждению представителя Губернатора Санкт-Петербурга, в принципе исключили объекты, относящиеся к общему имуществу собственников помещений многоквартирных домов, из сферы регулирования данного распоряжения.

Как следует из объяснений представителя Губернатора Санкт-Петербурга, согласно Приложению 1 к СНиП 2.08.1989, чердак - пространство между поверхностью покрытия
(крыши), наружными стенами и перекрытием верхнего этажа; этаж мансардный (мансарда) - этаж в чердачном пространстве, фасад которого полностью или частично образован поверхностью (поверхностями) наклонной или ломаной крыши, при этом линия пересечения плоскости крыши и фасада должна быть не менее 1,5 м от уровня пола мансардного этажа. Оспоренное распоряжение распространяет свое действие на мансарды, не являющиеся жилыми помещениями. В целях применения названного распоряжения правовой режим и чердаков и мансард признается одинаковым.

Как следует из объяснений представителя Губернатора Санкт-Петербурга Филимоновой Е.С., объекты, перечисленные в приложении 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“, в том числе жилищный фонд, являются объектами, относящимися к муниципальной собственности. С учетом особенностей организации местного самоуправления в Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства, установленных Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, указанный жилищный фонд относится к собственности Санкт-Петербурга, так как Санкт-Петербургом он не был передан в муниципальную собственность.

Текст абзаца дан в соответствии с официальным текстом документа.

Таким образом, по утверждению представителя Губернатора Санкт-Петербурга Филимоновой Е.С., изначально многоквартирные жилые дома, расположенные на территории Санкт-Петербурга, находившиеся в управлении исполнительных органов власти Санкт-Петербурга. Следовательно, расположенные в них квартиры, чердаки, мансарды, внеквартирное оборудование и др. принадлежали Санкт-Петербургу как единственному собственнику.

Вопрос о том, может ли быть отнесен чердак или мансарда к общим помещениям дома и является ли чердак или мансарда в многоквартирном доме общим имуществом
собственников помещений, расположенных в данном доме, или собственностью Санкт-Петербурга, в каждом конкретном случае решает Комитет по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга (КУГИ) в пределах предоставленных ему полномочий, исходя из требований статей 290 ГК РФ и 36 ЖК РФ.

При решении вопроса о том, является чердак или мансарда общим помещением дома, принимается во внимание такой критерий как предназначенность чердака или мансарды для обслуживания более одного помещения, что устанавливается по результатам технических обследований чердаков и мансард. Если по результатам технического обследования чердаки и мансарды являются самостоятельными вторичными объектами недвижимости, не предназначенными для обслуживания более одного помещения в жилом доме, то есть в них не размещено оборудование, обслуживающее более одной квартиры, они не обеспечивают доступа к иным жилым и нежилым помещениям жилого дома, то такие чердаки и мансарды учитываются как нежилые помещения, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга.

При этом, как следует из объяснений представителя Губернатора Санкт-Петербурга, для признания чердаков и мансард собственностью Санкт-Петербурга не имеет правового значения, находятся ли все жилые помещения в многоквартирном доме в собственности Санкт-Петербурга или же в многоквартирном доме также имеются квартиры, находящиеся в собственности иных лиц.

Поскольку оспоренное распоряжение регулирует порядок реконструкции чердаков и мансард, относящихся к собственности Санкт-Петербурга, пунктом 2.1 названного распоряжения правомерно, по утверждению представителя Губернатора Санкт-Петербурга, предусмотрено заключение инвестиционного договора на реконструкцию чердаков и мансард Комитетом по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга от лица Санкт-Петербурга как единственного собственника объекта инвестиционной деятельности.

Из объяснений представителя Губернатора Санкт-Петербурга Филимоновой Е.С. в судебном заседании также следует, что распоряжение от 19 февраля 1996 года N 128-р “О реконструкции чердаков и мансард, находящихся в государственной
собственности Санкт-Петербурга, на инвестиционных условиях“ (с изменениями на 23 февраля 2001 года) принято мэром Санкт-Петербурга в пределах полномочий. Положения пункта 2.3 оспоренного распоряжения являются не установлением обязательных требований к договору, а изложением условий, которые сторона по сделке (Санкт-Петербург) считает для себя существенными (ст. 432 ГК РФ), что не противоречит положениям статей 2 и 3 ГК РФ, не является регулированием гражданско-правовых отношений, отнесенных Конституцией Российской Федерации к исключительной компетенции Российской Федерации.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив представленные суду доказательства, заслушав заключение прокурора Травкиной О.Ю., полагавшей заявление А., Б., Т. о признании недействующим со дня принятия распоряжения мэра Санкт-Петербурга от 19 февраля 1996 года N 128-р “О реконструкции чердаков и мансард, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, на инвестиционных условиях“ (с изменениями на 23 февраля 2001 года), подлежащим частичному удовлетворению, суд находит указанное заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные
правоотношения, предусмотренные актом (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003 N 2 “О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации“).

Оспоренное заявителями распоряжение мэра Санкт-Петербурга от 19 февраля 1996 года N 128-р “О реконструкции чердаков и мансард, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, на инвестиционных условиях“ (с изменениями на 23 февраля 2001 года) устанавливает правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, и рассчитано на неоднократное применение, независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.

Оспоренный акт с последующими изменениями издан органом исполнительной власти Санкт-Петербурга, опубликован в установленном порядке, вступил в законную силу в соответствии с пунктом 5 распоряжения мэра - председателя Правительства Санкт-Петербурга от 08.11.1994 г. N 1133-р “О порядке опубликования и вступления в силу актов городской администрации“ и пунктом 6 распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга от 10.11.1996 г. N 376 “О порядке опубликования законов и иных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга “ (с последующими изменениями).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: распоряжение мэра Санкт-Петербурга от 19.02.1996 имеет номер 128-р, а не 228-р.

Распоряжение мэра Санкт-Петербурга от 19.02.1996 N 228-р внесено 8 января 2002 года в государственный регистр, номер государственной регистрации ru 78000199600115 (т. 1, л.д. 16).

При таких обстоятельствах оспоренное заявителями распоряжение мэра является нормативным правовым актом.

Как следует из текста распоряжения от 19 февраля 1996 года N 128-р в первоначальной и действующей редакциях, данный нормативный правовой акт регулирует вопросы распоряжения собственностью Санкт-Петербурга.

Согласно статьям 71 и 72 Конституции Российской Федерации вопросы управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации не относятся ни к вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации, ни к вопросам, находящимся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Следовательно, вопросы управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации Санкт-Петербурга находятся в ведении Санкт-Петербурга, что нашло свое закрепление в статье 12 Устава Санкт-Петербурга (т. 1, л.д. 191).

Таким образом, вопросы, урегулированные распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 19 февраля 1996 года N 128-р, относятся к предмету ведения субъекта Российской Федерации.

Оспоренное заявителями распоряжение действительно в пункте 2.3 предусматривает, что в договоры с инвесторами включаются обязательные условия:

- условие об объеме прав инвестора на объем инвестиций, либо его часть (собственность, безвозмездное пользование, аренда);

- обязательство инвестора участвовать в расходах на содержание общих помещений дома, несущих конструкций дома, оборудования, обслуживающего более одного помещения в доме;

- условие о размере и порядке перечисления средств на реконструкцию инженерной инфраструктуры, благоустройство дома и придомовой территории. Сумма данных отчислений определяется в соответствии с Методикой расчета отчислений по инвестиционным договорам о реконструкции чердаков и мансард (л.д. 13-15, 146-12).

Вместе с тем, как следует из статьи 432 ГК РФ, регламентирующей основные положения о заключении договора, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Указанная норма к существенным условиям договора относит не только те, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, но и те, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

При таких обстоятельствах суд находит, что пунктом 2.3 оспоренного распоряжения правомерно в соответствии с требованиями статьи 432 ГК РФ предусматриваются условия, которые Санкт-Петербург, как сторона договора, считает существенными и полагает необходимым достичь по ним соглашение с потенциальными инвесторами; указанный пункт распоряжения не регулируют отношения, предусмотренные статьей 2 ГК РФ, регулируемые гражданским законодательством. В связи с изложенным не имеется оснований утверждать, что оспоренное распоряжение было принято с превышением полномочий субъекта Российской Федерации Санкт-Петербурга по вопросу регулирования гражданско-правовых отношений, отнесенных пунктом “о“ статьи 71 Конституции Российской Федерации Конституцией Российской Федерации к компетенции Российской Федерации, и противоречит статьям 2 и 3 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 214 и пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Статьей 13 Положения о системе органов государственной власти Санкт-Петербурга, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.1993 N 2252 “О реформе органов государственной власти Санкт-Петербурга“, к компетенции мэра Санкт-Петербурга было отнесено решение социально-экономических проблем города, осуществление управления городским хозяйством, выполнение других исполнительно-распорядительных функций. По вопросам своей компетенции мэру Санкт-Петербурга этой же правовой нормой названного Положения было предоставлено право издавать распоряжения (т. 1, л.д. 186-190).

Таким образом, по мнению суда, мэр Санкт-Петербурга был вправе издать распоряжение от 19 февраля 1996 года N 128-р.

Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 46 Устава Санкт-Петербурга в редакции Законов Санкт-Петербурга от 28.02.1998 N 13-4, от 11.09.2000 N 386-42, действовавшей на момент внесения в распоряжение N 128-р изменений от 23.02.2001, Администрация Санкт-Петербурга управляет и распоряжается собственностью Санкт-Петербурга. В силу п. 1 ст. 48 Устава Санкт-Петербурга в указанной редакции, по вопросам, отнесенным к компетенции Администрации Санкт-Петербурга, Губернатор издает такие нормативные правовые акты как распоряжения Губернатора. Следовательно, Губернатор Санкт-Петербурга был вправе издать распоряжение от 23.02.2001 N 240-р “О внесении изменений, в распоряжение Губернатора Санкт-Петербурга от 11.12.1998 N 1244-р и распоряжение мэра Санкт-Петербурга от 19.02.1996 N 128-р“ (т. 1, л.д. 191-193).

Как следует из текста оспариваемого распоряжения мэра Санкт-Петербурга от 19 февраля 1996 года N 128-р “О реконструкции чердаков и мансард, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, на инвестиционных условиях“ (с изменениями на 23 февраля 2001 года), из объяснений в судебном заседании представителя Губернатора Санкт-Петербурга Филимоновой Е.С., названное распоряжение распространяет свое действие на реконструкцию чердаков и мансард, расположенных в многоквартирных домах, в которых единственным собственником всех квартир является Санкт-Петербург, и на реконструкцию чердаков и мансард в многоквартирных домах, в которых собственниками квартир, помимо Санкт-Петербурга, являются иные лица.

Однако в соответствии со статьей 289 Гражданского кодекса РФ, собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (ст. 290).

Как следует из статьи 290 Гражданского кодекса РФ, к общему имуществу собственников квартир в многоквартирном доме относятся общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Положения статей 289 и 290 Гражданского кодекса РФ получили дальнейшее развитие в Жилищном кодексе РФ, введенном в действие с 1 марта 2005 года.

Согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Положения статьи 36 Жилищного кодекса РФ воспроизведены и конкретизированы в пункте 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, регулирующих отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. Согласно указанной норме в состав общего имущества в многоквартирном доме, в числе прочего включаются чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и(или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).

Таким образом, как следует из названных выше правовых норм федерального законодательства, в силу прямого указания закона все чердаки (и следовательно, мансарды) многоквартирных домов, а не только чердаки и мансарды, в которых имеется оборудование, обслуживающее более одного жилого и(или) нежилого помещения в многоквартирном доме или которые обеспечивают доступ к иным жилым и нежилым помещениям жилого дома, являются общим имуществом, принадлежащим на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

При этом в силу части 2 статьи 23 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ государственная регистрация возникновения, перехода ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

С учетом изложенного чердаки и мансарды в многоквартирных домах, в которых имеются квартиры, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц, не могут быть отнесены к собственности Санкт-Петербурга.

Вследствие этого доводы представителя Губернатора Санкт-Петербурга о том, что в соответствии с приложением 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 “О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность“, изначально многоквартирные жилые дома, расположенные на территории Санкт-Петербурга, находившиеся в управлении исполнительных органов власти Санкт-Петербурга, расположенные в них квартиры, а также все чердаки, мансарды, внеквартирное оборудование и др. принадлежали Санкт-Петербургу как единственному собственнику не имеют правового значения.

Согласно пункту 1 статьи 246 Гражданского кодекса РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

Данные положения Гражданского кодекса РФ также нашли дальнейшее развитие в Жилищном кодексе РФ. В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 36 Жилищного кодекса РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников в данном доме путем его реконструкции. По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц. Таким образом, в случаях и в порядке, прямо установленных статьей 36 ЖК РФ, допускается распоряжение объектами общего имущества жилого дома, в том числе и уменьшение его размера путем реконструкции.

Между тем, в противоречие с названными нормами федерального законодательства оспоренное распоряжение мэра Санкт-Петербурга предусматривает возможность принятия решения об уменьшении размера чердаков и мансард путем их реконструкции, о передаче чердаков и мансард в пользование иным лицам и заключение инвестиционного договора о реконструкции чердаков и мансард, отнесенных по усмотрению Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга к собственности Санкт-Петербурга, расположенных, в том числе в многоквартирных домах, в которых имеются квартиры, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц, только одним из собственников - Санкт-Петербургом в лице Комитета по управлению городским имуществом (пункты 2.1 и 2.3 распоряжения).

Как следует из пункта 2.2 оспоренного распоряжения, договор с инвестором о реконструкции чердака подлежит согласованию с собственниками помещений, несущих конструкций дома и внеквартирного оборудования. Однако представитель Губернатора Санкт-Петербурга Филимонова Е.С., в судебном заседании пояснила, что указанный пункт оспоренного нормативного правового акта имеет в виду не получение согласия собственников помещений на реконструкцию чердаков или мансардам, а направлен на выявление и урегулирование возможных разногласий с собственниками жилых помещений, несущих конструкций дома и внеквартирного оборудования, которым реконструкцией чердаков и мансард могут быть причинены какие-либо неудобства.

При этом отсутствие согласия собственников помещений в многоквартирном доме на реконструкцию чердаков и мансард, которые по решению Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга признаны собственностью Санкт-Петербурга, включены или могут быть включены в Реестр собственности Санкт-Петербурга (или право собственности Санкт-Петербурга на которые зарегистрировано или может быть зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“), не является препятствием для реконструкции чердаков и мансард с передачей их по завершении реконструкции в собственность, безвозмездное пользование, аренду иных лиц.

С учетом изложенного суд находит, что распоряжение мэра Санкт-Петербурга от 19 февраля 1996 года N 128-р “О реконструкции чердаков и мансард, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, на инвестиционных условиях“ (с изменениями на 23 февраля 2001 года) в той части, в которой данное распоряжение распространяет свое действие на реконстру“цию чердаков и мансард в многоквартирном доме, в котором жилые помещения находятся не только в государственной собственности Санкт-Петербурга, но и в собственности иных лиц, противоречит федеральному законодательству, нарушает права заявителей А., Б., Т., собственников жилых помещений в многоквартирных домах, на владение, пользование и распоряжение в установленном законом порядке принадлежащим им на праве общей долевой собственности общим имуществом дома.

В связи с изложенным названное распоряжение в указанной части подлежит признанию недействующим в соответствии с требованиями части 2 статьи 253 ГПК РФ, согласно которой суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: последние изменения в распоряжение мэра Санкт-Петербурга от 19 февраля 1996 года N 128-р внесены 23 февраля 2001 года, а не 2003 года.

Принимая во внимание, что оспоренное распоряжение было издано 19 февраля 1996 года, последние изменения в данное распоряжение были внесены 23 февраля 2003 года, указанное распоряжение в течение длительного времени применялось, что было известно заявителям и не оспаривалось ими в судебном заседании, на основании данного распоряжения были реализованы права граждан и организаций, суд не считает возможным признать данный нормативный акт недействующим со дня его принятия, то есть с 19 февраля 1996 года, о чем просят заявители, и полагает необходимым признать распоряжение мэра Санкт-Петербурга от 19 февраля 1996 года N 128-р “О реконструкции чердаков и мансард, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, на инвестиционных условиях“ (с изменениями на 23 февраля 2001 года), недействующим в указанной выше части с момента вступления решения суда в законную силу.

Вместе с тем, в том случае, если все квартиры в многоквартирном доме находятся в государственной собственности Санкт-Петербурга, единственным собственником всего общего имущества такого дома, в том числе чердаков и мансард, расположенных в таких домах, является Санкт-Петербург.

В этом случае Санкт-Петербург, по мнению суда, как единственный собственник всех жилых помещений таких домов, вправе в соответствии с требованиями части 1 статьи 246 Гражданского кодекса РФ, пунктами 3 и 4 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации по своему усмотрению решать вопросы реконструкции чердаков и мансард, расположенных в этих домах.

С учетом изложенного суд находит, что распоряжение мэра Санкт-Петербурга от 19 февраля 1996 года N 128-р “О реконструкции чердаков и мансард, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, на инвестиционных условиях“ (с изменениями на 23 февраля 2001 года) в той части, в которой данное распоряжение распространяет свое действие на реконструкцию чердаков и мансард в многоквартирном доме, в котором жилые помещения находятся в государственной собственности Санкт-Петербурга, не противоречит федеральному законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителей А., Б., Т., собственников жилых помещений в многоквартирных домах, в связи с чем названное распоряжение в указанной части не может быть признано недействующим.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 197, 253 ГПК РФ, суд

решил:

заявление А., Б., Т. удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения распоряжение мэра Санкт-Петербурга от 19 февраля 1996 года N 128-р “О реконструкции чердаков и мансард, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, на инвестиционных условиях“ (с изменениями на 23 февраля 2001 года) в той части, в которой данное распоряжение распространяет свое действие на реконструкцию чердаков и мансард в многоквартирном доме, в котором жилые помещения находятся не только в государственной собственности Санкт-Петербурга, но и в собственности иных лиц.

Сообщение о данном решении суда после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании, в котором был официально опубликован данный нормативный правовой акт.

На решение суда может быть подана сторонами кассационная жалоба или принесено кассационное представление прокурором, участвующим в деле, в Верховный Суд Российской Федерации через Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.