Решения и определения судов

Кассационное определение СК по гражданским делам Калининградского областного суда от 31.10.2007 N 33-3356/2007 По делу о признании недействующей статьи 20 Регламента окружного Совета депутатов муниципального образования “Светловский городской округ“.

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 31 октября 2007 г. N 33-3356/2007

Судья Довгаль А.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Науменко Б.И.,

судей Агуреевой С.А., Мухарычина В.Ю.

с участием прокурора Мяшиной З.А.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Решение Светловского окружного Совета депутатов N 177 “Об утверждении Регламента окружного Совета депутатов МО “Светловский городской округ“ принято 26.10.2005, а не 20.10.2005.

рассмотрела в открытом судебном заседании 31 октября 2007 года дело по кассационной жалобе окружного Совета депутатов муниципального образования “Светловский городской округ“ на решение судьи Светловского городского суда Калининградской области от 10 сентября 2007 года, которым признана недействующей ст. 20 Регламента окружного Совета
депутатов муниципального образования “Светловский городской округ“, утвержденная Решением окружного Совета депутатов муниципального образования “Светловский городской округ“ от 20 октября 2005 года N 177, со дня вступления Решения в законную силу.

Заслушав доклад председательствующего Науменко Б.И., объяснения представителей окружного Совета депутатов МО “Светловский городской округ“ на основании доверенности Саленко А.В. и Ящук Е.И., поддержавших кассационную жалобу, представителя администрации МО “Светловский городской округ“ Мамченко Н.А., возражавшего против кассационной жалобы, заключение прокурора Мяшиной З.А. об оставлении Решения без изменения, судебная коллегия

установила:

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Решение Светловского окружного Совета депутатов N 177 “Об утверждении Регламента окружного Совета депутатов МО “Светловский городской округ“ принято 26.10.2005, а не 20.10.2005.

Прокурор г. Светлого обратился в суд с заявлением о признании статьи 20 Регламента окружного Совета депутатов муниципального образования “Светловский городской округ“, утвержденного Решением окружного Совета депутатов от 20 октября 2005 года N 177 и опубликованного 25 ноября 2005 года в газете “Светловские вести“ N 85, как противоречащей части 5 ст. 40 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, согласно которой на постоянной основе могут работать не более 10% депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования.

Поскольку представительный орган муниципального образования сформирован из 15 депутатов, то на постоянной основе может работать только один депутат - председатель окружного Совета. В статье 20 Регламента окружного Совета депутатов закреплено, что на постоянной основе исполняет свои обязанности и заместитель председателя окружного Совета, что противоречит Федеральному закону, так как количество депутатов, работающих на постоянной основе, превышает 10%.

Суд постановил приведенное выше решение.

В
кассационной жалобе окружной Совет депутатов МО “Светловский городской округ“ просит решение отменить и вынести новое решение, которым отказать прокурору в удовлетворении заявления в связи с неправильным применением судом норм материального права, так суд не применил закон, подлежащий применению, а именно Закон Калининградской области “О едином реестре выборных муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы Калининградской области“ от 26 декабря 2002 г. N 217, в разделе 1 части 1 приложения к которому устанавливается, что председатель представительного органа местного самоуправления, а равно и заместитель председателя представительного органа местного самоуправления осуществляют свою деятельность на постоянной основе. Также указывается на то, что суд неправильно истолковал закон, подлежащий применению, - часть 5 ст. 40 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“, не приведя никаких обоснований своего вывода о том, что в окружном Совете депутатов МО “Светловский городской округ“ на постоянной основе может работать только один депутат. Кроме того, делается ссылка на то, что при толковании части 5 ст. 40 ФЗ N 131 суд не учитывал положения Европейской Хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 года, а также Конституции РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Признавая недействующей ст. 20 Регламента окружного Совета депутатов муниципального образования “Светловский городской
округ“, суд исходил из того, что в соответствии с требованиями Федерального закона и Устава муниципального образования “Светловский городской округ“ в окружном Совете депутатов на постоянной основе не может работать более одного депутата. Следовательно, статья 20 Регламента, устанавливающая возможность работать на постоянной основе кроме председателя Совета еще и его заместителя, противоречит Федеральному закону и Уставу муниципального образования.

С доводами кассационной жалобы о том, что суд, придя к такому выводу, неправильно истолковал ч. 5 ст. 40 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.

Часть 5 ст. 40 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ предусматривает, что выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования.

Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.

На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, - 1 депутат.

Аналогичное положение закреплено и в части 4 ст. 31 Устава муниципального образования “Светловский городской округ“.

Статья 20 Регламента окружного Совета депутатов муниципального образования “Светловский городской округ“ предусматривает, что заместитель председателя окружного Совета осуществляет свои полномочия на постоянной основе.

На постоянной основе согласно главе 3 этого же Регламента свои полномочия осуществляет и председатель окружного Совета, то есть на постоянной основе свои обязанности исполняют два депутата.

Уставом муниципального образования “Светловский городской округ“ (ч. 4 ст. 24) предусмотрено, что окружной Совет депутатов МО “СГО“ состоит
из 15 депутатов, избираемых по одномандатным округам, и возглавляется председателем окружного Совета депутатов МО “СГО“.

Таким образом, два депутата, исполняющие свои обязанности на постоянной основе, составляют 13,33% от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, что больше 10%, предусмотренных ч. 5 ст. 40 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и ч. 4 ст. 31 Устава МО “Светловский городской округ“.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: после слов “Уставом муниципального“ пропущено слово “образования“.

Для того чтобы соблюсти требуемые Федеральным законом и Уставом муниципального 10 процентов депутатов от общей численности представительного органа в 15 депутатов, исполняющих свои обязанности на постоянной основе, в Светловском окружном Свете депутатов следовало предусмотреть только одну депутатскую должность на постоянной основе.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт, статья 20 Регламента окружного Совета депутатов МО “Светловский городской округ“, ввел и вторую депутатскую должность на постоянной основе, суд обоснованно, в соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, признал нормативный правовой акт в указанной части противоречащим федеральному закону и другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Оснований же признавать правомерным введение второй должности депутата окружного Совета депутатов МО “Светловский городской округ“, исполняющего обязанности на постоянной основе, и не применять норму ч. 5 ст. 40 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, а также ч. 4 ст. 31 Устава МО “Светловский городской округ“ у суда не имелось, так как эти правовые нормы не противоречат нормам международного права и Конституции Российской Федерации, на которые делается ссылка в кассационной жалобе.

Статья 6 Европейской Хартии местного самоуправления предусматривает, что местные
органы власти должны иметь возможность сами определять свои внутренние административные структуры, которые они намерены создать, с тем, чтобы те отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление, но не нарушая при этом более общих законодательных положений, каковыми в данном конкретном случае и являются Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и Устав МО “Светловский городской округ“, которые также не противоречат и нормам Конституции Российской Федерации, на которые делается ссылка в кассационной жалобе.

Нельзя согласиться и с доводом кассационной жалобы о том, что суд не применил подлежащий применению Закон Калининградской области “О Едином реестре выборных муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы в Калининградской области“, который в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливает Единый реестр (перечень) выборных муниципальных должностей и муниципальных должностей муниципальной службы, на основании которого формируется штатная структура органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, но не регулирует вопросы формирования и установления численного состава представительных органов муниципальной власти, в том числе и количества депутатов, исполняющих свои обязанности на постоянной основе, т.е. не является специальным законом, регулирующим спорные правоотношения.

Не могут повлечь за собой отмену по существу правильного решения и другие доводы кассационной жалобы, так как они не содержат оснований, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361, п. 1, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Светловского городского суда Калининградской области от 10 сентября 2007 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.