Решения и определения судов

Решение Рязанского областного суда от 08.10.2007 О признании недействующими отдельных положений Закона Рязанской области от 13.09.2006 N 101-ОЗ (в редакции от 11.01.2007) “О предоставлении компенсаций и льгот по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям специалистов в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа).

РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 8 октября 2007 года

(извлечение)

Рязанский областной суд в составе председательствующего судьи, с участием прокурора, представителей Рязанской областной Думы, представителя Губернатора Рязанской области, при секретаре, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Г.Н.М., прокурора Рязанской области об оспаривании отдельных положений Закона Рязанской области “О предоставлении компенсаций и льгот по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям специалистов в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа)“ N 101-ОЗ от 13.09.2006 (в редакции от 11.01.2007 N 10-ОЗ),

установил:

Г.Н.М. и прокурор Рязанской области обратились в суд с заявлением о признании недействующими отдельных положений статей 9 и 10 Закона Рязанской области “О
предоставлении компенсаций и льгот по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям специалистов в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа)“ N 101-ОЗ от 13.09.2006 (в редакции от 11.01.2007 N 10-ОЗ).

В своем заявлении Г.Н.М. указала, что проживает в рабочем поселке и является педагогическим работником образовательного учреждения.

В силу ст. 55 Закона РФ “Об образовании“ от 10 июля 1992 года ей предоставлено право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением без каких-либо ограничений.

Рязанской областной Думой принят названный закон, который опубликован в газете “Рязанские ведомости“.

На основании этого закона Рязанской области она освобождается от платы за услуги теплоснабжения и электроснабжения с определенными ограничениями - в пределах регионального стандарта социальной нормы площади жилья и нормативов по отоплению и освещению.

Г.Н.М. считает, что закон Рязанской области ограничивает ее права на получение названных льгот, предоставленных ей федеральным законом, поэтому просила признать недействующим п. 1 ч. 2 ст. 9 данного закона.

Прокурор Рязанской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в котором указал, что Рязанской областной Думой принят названный закон, который опубликован в газете “Рязанские ведомости“ N 238 - 239 от 21 сентября 2006 года. В настоящее время закон действует в редакции закона от 11.01.2007 N 10-ОЗ, который также опубликован в газете “Рязанские ведомости“ N 7 - 8 от 16.01.2007.

Прокурор просил признать недействующими пп. 1 ч. 2, ч. 6 ст. 9, абз. 1 ч. 1 ст. 10 названного Закона Рязанской области, поскольку они противоречат ст. 8 ФЗ “О введении в действие Жилищного Кодекса РФ“, ст. 160 ЖК РФ, пункту 5 статьи 55 ФЗ
“Об образовании“ от 10.07.1992 N 3266-1, ст. 32 ФЗ “О физической культуре и спорте в РФ“ от 29.04.1999 N 80-ФЗ и ущемляют права педагогических работников образовательных учреждений, работников физкультурно-спортивных организаций на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках.

Дела по заявлениям Г.Н.М. и прокурора Рязанской области определением суда от 17 августа 2007 года объединены в одно производство.

В ходе рассмотрения дела Г.Н.М. и прокурором Рязанской области изменялись заявленные требования и в итоге Г.Н.М. просила признать недействующим п. 1 ч. 2 ст. 9 данного закона в части слов “в пределах регионального стандарта социальной нормы площади жилья и нормативов по отоплению и освещению жилых помещений, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации“. Прокурор Рязанской области просил признать недействующими - п. 1 ч. 2 ст. 9 в части слов “и статьей 2“, ч. 6 ст. 9 в части слов “льготы“ по всему тексту, абз. 6 ч. 6 ст. 9 в части слов “статьей 2“, абз. 1 ч. 1 ст. 10 в части слов “в размере, исчисленном в соответствии со ст. 9 настоящего Закона“ названного Закона Рязанской области.

Представители Рязанской областной Думы - К.М.М., представитель Губернатора Рязанской области - Ф.В.В. заявленные требования не признали и пояснили, что в силу ст. 55 Закона РФ “Об образовании“ размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации, поэтому законом субъекта правомерно установлен размер и порядок возмещения расходов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.

Кроме того, в соответствии с п. 1 Постановления Совета Министров СССР от
10 февраля 1948 года N 246 “О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ“, действующего до настоящего времени, учителям бесплатно предоставляются квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности, а также они обеспечиваются топливом по действующим в данной местности нормам.

По мнению представителей Рязанской областной Думы и Губернатора Рязанской области, эти нормативные акты предоставляют право субъектам РФ устанавливать при предоставлении мер социальной поддержки нормативы на отопление, освещение и твердое топливо. Также наличие этого права вытекает из положений пп. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ“.

Представитель Рязанской областной Думы считает, что удовлетворение заявления прокурора повлечет за собой ликвидацию установленного порядка предоставления льгот названной категории специалистов.

Суд, выслушав прокурора, представителей Рязанской областной Думы, Губернатора Рязанской области, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Рязанской областной Думой принят Закон Рязанской области “О предоставлении компенсаций и льгот по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям специалистов в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа)“ N 101-ОЗ от 13.09.2006, который опубликован в газете “Рязанские ведомости“ N 238 - 239 от 21 сентября 2006 года. В настоящее время этот закон действует в редакции Закона от 11.01.2007 N 10-ОЗ, который также опубликован в газете “Рязанские ведомости“ N 7 - 8 от 16.01.2007.

Представитель Рязанской областной Думы пояснил, что обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемых норм Закона области, следующие - наличие в федеральном законодательстве положений, возлагающих на субъекты Российской Федерации обязанность устанавливать размер, условия и порядок возмещения расходов,
связанных с предоставлением мер социальной поддержки.

Из положений статьи 1 и 2 закона Рязанской области следует, что меры социальной поддержки предоставляются в виде компенсаций (ст. 1) или льгот (ст. 2).

В статье 2 перечислены лица (специалисты), которым предоставляЮтся льготы, в частности к ним относятся педагогические работники областных государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающие и проживающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и совместно проживающие с ними члены их семей; работники физкультурно-спортивных областных государственных и муниципальных учреждений, работающие и проживающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и совместно проживающие с ними члены их семей.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 9 названного закона Рязанской области начисление компенсаций и сумм расходов по предоставлению льгот производится исходя из расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (электроснабжения в целях освещения) жилых помещений в пределах регионального стандарта социальной нормы площади жилья и нормативов по отоплению и освещению жилых помещений, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, - специалистам, определенным частью 1 статьи 1 и статьей 2 настоящего Закона, вышедшим на пенсию указанным специалистам и совместно проживающим с перечисленными специалистами членам их семей.

В части 6 данной статьи закона говорится о расчете льгот по оплате коммунальных услуг исходя из нормативов потребления этих услуг.

На основании абзаца 1 части 1 статьи 10 закона Рязанской области льготы специалистам, пенсионерам и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются на основании списка получателей льгот и договоров, заключенных органами местного самоуправления с соответствующими организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги, в виде полного освобождения от оплаты в размере, исчисленном в соответствии
со статьей 9 настоящего Закона.

Из положений этих норм Закона Рязанской области следует, что лица, указанные в статье 2 закона, то есть педагогические работники и работники физкультурно-спортивных учреждений освобождаются от платы за коммунальные услуги по отоплению и освещению не полностью, а в пределах регионального стандарта социальной нормы площади жилья и нормативов по отоплению и освещению, также для них установлены нормативы на получение твердого топлива.

Статьей 8 ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса РФ“ определено, что до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК РФ компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами до введения в действие ЖК РФ.

В силу пункта 5 статьи 55 ФЗ “Об образовании“ от 10.07.1992 N 3266-1 закреплено право педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках.

Согласно положениям ст. 32 ФЗ “О физической культуре и спорте в РФ“ от 29.04.1999 N 80-ФЗ на работников физкультурно-спортивных организаций, работающих и проживающих в сельских муниципальных образованиях, распространяются льготы, установленные в законодательном порядке для учителей сельских образовательных учреждений.

Из этих норм федеральных законов следует, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) означает не что иное, как полное освобождение от каких-либо обязанностей по оплате за жилье и коммунальные услуги.

Следовательно, федеральное законодательство не предусматривает предоставление педагогическим работникам и работникам физкультурно-спортивных организаций права на бесплатную жилую площадь
с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках с каким-либо ограничением. Данная категория граждан освобождена от платы за отопление, освещение и твердое топливо, которое необходимо для отопления занимаемого жилого помещения. В связи с чем положения статей 9 и 10 Закона Рязанской области, которыми предусматривается предоставление лицам, указанным в статье 2 этого закона, мер социальной поддержки в пределах регионального стандарта социальной нормы площади жилья и нормативов по отоплению и освещению жилых помещений, а также нормативов на получение твердого топлива противоречат федеральному законодательству. Поэтому заявления Г.Н.М. и прокурора Рязанской области подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативно-правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Суд считает, что положения п. 1 ч. 1 и ч. 6 статьи 9, статьи 10 закона Рязанской области нарушают права лиц, указанных в статье 2 этого закона, поэтому п. 1 ч. 2 ст. 9 в части слов “и статьей 2“; ч. 6 ст. 9 в части слов “льготы“ по всему тексту (поскольку льготы действуют в отношении лиц, указанных в ст. 2); абз. 6 ч. 6 ст. 9 в части слов “статьей 2“, абз. 1 ч. 1 ст. 10 (говорит о льготах, соответственно о лицах, указанных в ст. 2) в части слов “в размере, исчисленном в соответствии со ст. 9 настоящего Закона“, как противоречащие федеральному законодательству, подлежат признанию недействующими.

Данные положения нормативного акта следует признать недействующими с момента вступления
решения суда в законную силу, поскольку оспариваемые нормы в отношении прошедшего периода уже являются недействующими для субъектов данных правоотношений. Если названные нормы нарушили права конкретных лиц, то они не лишены возможности обратиться в суд с иском о защите имущественных прав.

В заявлении Г.Н.М. говорится о нарушении ее прав, предоставленных ст. 55 Закона РФ “Об образовании“, она просила признать пункт 1 части 2 статьи 9 закона Рязанской области недействующим в части слов “в пределах регионального стандарта социальной нормы площади жилья и нормативов по отоплению и освещению жилых помещений, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации“. Однако этот пункт носит общий характер и распространяется на других специалистов, тогда как ее права нарушаются тем, что положения этого пункта законодатель субъекта РФ распространил на лиц, указанных в ст. 2 этого закона, к которым также относится Г.Н.М. Суд полагает, что ее заявление по сути изложенных требований подлежит удовлетворению, в связи с чем и признан этот пункт закона недействующим в части слов “и статьей 2“.

Утверждение представителей Рязанской областной Думы и Губернатора Рязанской области о том, что в силу ст. 55 Закона РФ “Об образовании“ размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации, поэтому Рязанская областная Дума действовала в пределах предоставленных ей полномочий, является несостоятельным, так как данная норма федерального закона говорит о необходимости осуществления субъектом РФ правового регулирования по вопросам, связанным с возмещением этих расходов, тогда как оспариваемые нормы решают вопрос не возмещения этих расходов, а установления размера льгот для названных выше лиц, что к компетенции субъекта
РФ не относится.

В возражениях на заявление прокурора представитель Рязанской областной Думы указал на то, что удовлетворение заявления прокурора повлечет лишение права названных лиц на получение льгот.

С этой позицией также нельзя согласиться, поскольку факт признания судом не подлежащими применению ст. 9 и ст. 10 закона Рязанской области в названной части не говорит о том, что лица, указанные в ст. 2 этого закона должны быть лишены этих льгот. В данном случае вопрос о предоставлении названных льгот должен решаться на основании положений федеральных законов, а также других нормативных актов, не противоречащих этим законам.

Другие доводы представителей Рязанской областной Думы и Губернатора Рязанской области о том, что оспариваемые нормы не противоречат федеральному законодательству и приняты Рязанской областной Думой в пределах компетенции, установленной законом, основаны на неправильном толковании норм материального права, поэтому не влекут отказа в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

Признать недействующими - пункт 1 части 2 статьи 9 в части слов “и статьей 2“, часть 6 статьи 9 в части слов “льготы“ по всему тексту, абзац 6 части 6 статьи 9 в части слов “статьей 2“, абзац 1 части 1 статьи 10 в части слов “в размере, исчисленном в соответствии со статьей 9 настоящего Закона“ Закона Рязанской области “О предоставлении компенсаций и льгот по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям специалистов в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа)“ N 101-ОЗ от 13.09.2006 (в редакции закона от 11.01.2007 N 10-ОЗ) и не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу.

Рязанской областной Думе опубликовать в
газете “Рязанские ведомости“ сообщение о принятом судом решении.

Решение может быть обжаловано, а прокурором внесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней через Рязанский областной суд.